23-01-2016_13На первый взгляд, этой хрупкой де вушке никак не дашь те тридцать лет, которые значатся в ее па спорте. Во время разговора она смотрит на собеседника сквозь очки, практически не отрывая взгляда. Поначалу это насто раживает. Чувствуешь некоторую нелов кость. Затем замечаешь, что рассматри вает в основном губы. И только в этот момент вспоминается, что она не та кая, как все. И начинаешь проговаривать слова четко, соблюдая артикуляцию, как когда-то на занятиях по актерскому мастерству.
С рождения первые семь месяцев Аня рос ла абсолютно здоровым ребенком. А дальше – пневмония, которую диагностировали не сразу. Состояние ухудшилось настолько, что малыш ка балансировала на грани жизни и смерти. Курс антибиотиков следовал один за другим. Концентрация препаратов была такова, что бо лезнь отступила, но появились осложнения. Сначала  – поражение сустава. Больничные палаты почти заменили родной дом. Свои пер вые шаги она сделала только в два года, но каждый из них напоминал о себе болью. К это му она почти привыкла. А между тем постепен но отмирал слуховой нерв. В четыре с поло виной обнаружилась частичная потеря слуха: различала только резкие звуки. Тот день, когда наступила полная тишина, запомнила на всю жизнь: испуганные глаза бабушки и собствен ный страх, когда видишь говорящего родного человека и совсем не понимаешь, с чем он к тебе обращается. Снова больницы, снова док тора и новый прибор – слуховой аппарат, кото рый она с тех пор постоянно носит. – Говорить я училась дважды, – рассказыва ет Аня. – Первое, что услышала после долгой тишины,  – шум, в котором невозможно было что-либо разобрать. Несколько занятий с сур дологом краевого детского диагностического центра М.В. Петросовой, логопедом детско го сада Н.А. Ноздриной и долгие тренировки дома с мамой. Говорить, читать и писать учи лась одновременно. Приходилось запоминать буквы-слоги, внимательно следить за движени ем губ говорящего, заново привыкать к своему голосу. Письмо освоила даже раньше, чем речь, ино гда общалась с домашними, обмениваясь со общениями, написанными на бумаге. Всё это время ходила в садик. Её жалели, старались не заострять внимание на пробле мах со здоровьем. – А мне от этого становилось обидно: на утренниках все нарядные, читают стихотворе ния, а я – в сторонке. Мама настояла, и мое выступление включили в сценарий. Пришлось потрудиться, выучить длинное стихотворение. Зато потом как приятно было видеть удивлен ные лица ребят и воспитателей. А самое глав ное, поняла, что всё смогу.
Медицинская комиссия накануне зачисле ния в школу вынесла однозначный вердикт: в общеобразовательной обучаться невозмож но, только в специализированном интернате. Мама, сама педагог-филолог, попросила дать возможность попробовать учиться в обычной школе. Потом каждый год доктора интересова лись успехами девочки и порой не верили – в табеле об успеваемости одни пятерки. – Вы знаете, я совсем не умею пересказы вать, – признается Аня. – Мне проще выучить наизусть, чтобы знать всё до мельчайших подробностей. – Но ведь это же долго.
– Достаточно один, в крайнем случае, два раза прочитать текст, и я его запоминаю до словно. Одноклассники однажды устроили проверку: дали незнакомую книгу в руки, а по том следили, насколько точно воспроизвожу только что прочитанное.  Хорошая, тренированная память и огромное прилежание позволили окончить школу с золо той медалью. Выпускные экзамены сдавала на общих основаниях, а не в щадящем режиме, который предоставляется детям-инвалидам.  Пришлось пережить и еще одно потрясение, только другого рода: умер дедушка, а затем, не выдержав испытаний, из семьи ушел отец. Мама вышла на работу, благо, директор СШ № 10, где она работала до болезни дочери, по звал обратно. – По жизни мне встречаются только хоро шие люди, – говорит девушка. – Я благодар на своей первой учительнице Е.Б. Шишковой, классному руководителю Р.В. Шкода, декану экономического факультета Кубанского агро университета В.И. Гайдуку. Прежде всего за то, что верили в мои силы. И я старалась не подвести их. Да и сейчас – вокруг коллеги, гото вые помочь, и руководитель, не сомневающий ся в моих способностях. Но главный человек, кото рого Аня не может подвести, – это мама Елена Эдуардовна. – В 2007-м году была в санатории в Геленджике, – вспоминает она.  – Молодые женщины привезли детей на реабилитацию. Только вместо того чтобы заниматься малы шами, учить заново говорить, большую часть времени эти мамаши проводили на ла вочке в аллее, общаясь друг с другом. Им, видимо, каза лось, что миссия выполнена – потратились на дорогой им плант, а дальше все получит ся само собой. Больно было наблюдать за беспомощны ми, отрезанными от окружаю щей жизни, ребятами. Именно тогда Аня осознала и несколько по-другому оце нила ту поддержку, которая исходила от её самого родно го человека. – Знаете, ведь мама меня никогда не жалела. «Ты долж на», «ты сможешь»  – часто слышала от нее. Помните, в «Анжелике» главная героиня говорит: «Я слишком люблю своих сыновей, чтобы позво лить им быть слабыми». Так и она не позволяла мне быть слабой.  Результат: не только золо тая медаль в школе, но и ди плом с отличием одного из престижных вузов Кубани – агроуниверситета. И снова дилемма: можно преспокойно сидеть на «нерабочей» группе и получать пенсию по инвалидности, а можно доказать, что проб лемы со здоровьем преодолимы. Догадывае тесь, что выбрала Аня? Конечно же, работу.
Ее сначала взяли в одно из банковских учреждений района, теперь она сотрудник отдела камеральных проверок налоговой инспекции. – Не трудно ли общаться с платель щиками?
– При личном общении все в порядке, а когда говорю по телефону – качество связи не всегда на высоте. Не справляется даже сверхмощный слуховой аппарат. В этом слу чае передаю трубку коллегам. Они дублируют слова звонящего. Но такое случается крайне редко.
Следующая проблема, которая могла бы оттолкнуть и заставить сидеть дома кого угод но (только не Аню), – больной сустав. Каждый день ходить пешком на работу далековато и тяжело. А подняться на подножку рейсового автобуса высоко. И такое движение причи няет  сильную боль. Пользоваться услугами такси – дорого. То, что предприняла девушка, удивило даже маму. Она пошла в автошколу. Елена Эдуардовна засомневалась – зачем водительское удостоверение, если со скром ным достатком о машине мечтать не прихо дится. И тут дочь еще больше удивила: «Кре дит нам уже одобрен, мы едем в салон за машиной». Аня часто бывает в храме. Ставит свеч ку о здравии родных и близких, а также вра чей, которые помогали. Среди них – моло дые хирурги, заменившие больной сустав два года назад. Иногда, в свободное время ру кодельничает – умеет вышивать крестиком, бисером, с удовольствием готовит, непло хо рисует от руки, и даже пробует сочинять стихотворения. О чем мечтает старший налоговый инспек тор Анна Вячеславовна Скрыпник? Наверно, как и все, о простом женском счастье, о чело веке, рядом с которым можно быть хоть чу точку слабее. Пока беседовала с этой необычной девуш кой и ее мамой, пыталась понять, откуда в ней столько целеустремленности и силы воли. А потом подумала: не выпади ей испытания, не известно, как бы сложилась ее судьба.
А пока тридцатилетие – хороший повод под вести «промежуточные» итоги, чтобы перейти на новый уровень осознания себя, оставить груз пережитого позади и радоваться жизни!