Владелец личного подсобного хозяйства на хуторе Красном Светлана Зенина принимает участие в каждой выставке «Кубанская ярмарка». Привозит в Краснодар мясную продукцию отличного качества, которую производит с помощью мужа и сына. Санкций и роста курса иностранных валют не боится, считает, что хороший хозяин способен преодолеть любые трудности. Вот только хотелось бы больше внимания и помощи со стороны государства.

20-02-2016_16Начинали с малого

– Светлана Тимофеевна, давно вы занимаетесь мясным животноводством?

– Уже около двадцати лет, причём производим не только мясо, уже лет десять реализуем ещё и молоко. Я родилась на хуторе Красном, с детства приучена к сельхозработам – ещё в школу не ходила, а уже умела доить корову. Поэтому животноводством занялась вместе с супругом вполне осознанно, имея за плечами приличный опыт. Мужа моего зовут Самвел, когда-то приехал сюда из Армении в совхоз «Сосыкский», работал трактористом и так ему здесь понравилось, что остался насовсем.

Личное подсобное хозяйство зарегистрировали одни из первых на хуторе, затем оформилась как индивидуальный предприниматель. Начинали с малого, была всего одна корова, но постепенно наращивали количество животных. Раньше держали свиней. Тогда правила содержания не были такими жёсткими. Затем заменили их кроликами в качестве доступной альтернативы. Есть ещё несколько коз, они дают нам молоко для личных нужд.

Живём в родительском доме, который ещё дед передал моему отцу, так что это место мне очень дорого. Сначала нам помогали родители, теперь уже мы за ними присматриваем.

Родительский дом

– Значит, вы патриот своей малой родины?

– Конечно, а как же ещё? Я всю жизнь прожила на хуторе, мне здесь всё нравится. Где-нибудь в другом месте себя даже не представляю. Родительский дом с мужем отремонтировали и расширили, во дворе добавили хозпостройки для животных, но внутри оставили всё как было изначально, никаких перепланировок. Даже в голову не приходило снести и построить другой, как зачастую делают люди. Это единственные сохранившиеся стены, в которых выросло несколько поколений нашей семьи, поэтому каждый год у нас собирается вся родня.

Надо любить своё дело

– В молодости многие рвутся в город. Приходилось покидать хутор надолго?

– После окончания местной школы уезжала учиться в торговый техникум в Краснодар. Но по профессии поработать не пришлось – вышла замуж и принялась за животноводство. Всё остальное время живу там, где родилась.

– Быстро увидели результаты своих трудов?

– Развитие шло постепенно, приходилось много вкладывать в ремонт дома, возведение хозпостроек, закупку техники и кормов. Но понемногу пришла к выводу, что мне нравится трудиться на себя и не зависеть от работодателя. Сейчас не представляю себя наёмным работником. Считаю, что нашла своё призвание, хотя животноводство – занятие не из лёгких. Справляюсь только благодаря помощи мужа и младшего сына Арсена. У старшего, Владимира, уже своё подворье.

– Как преодолеваете усталость от каждодневной однообразной работы?

– Надо любить своё дело, тогда и усталость не так заметна. Кроме того, греет мысль, что делаешь всё это для себя, для близких людей. Благодаря этой работе мы обеспечиваем свои нужды, помогаем родителям спокойно встретить старость, а детям – получить образование и занять достойное место в жизни.

– Разве дети не будут продолжать ваше дело здесь, на хуторе?

– Может быть. Но пусть решают сами, я бы для них хотела другой жизни, не такой тяжёлой.

В 2015 году субсидий не получали

– Есть ли помощь от государства?

– Субсидии ощутимо помогали, и я очень благодарна людям в правительстве, которые разрабатывают схемы господдержки для нас, владельцев ЛПХ. Но, к сожалению, система пока работает не всегда гладко – в 2015 году субсидий ни на мясо, ни на молоко мы так и не увидели. А ведь мы выполнили все условия для их получения. Молоко уже пять лет подряд сдаём одному предпринимателю – Виталию Шкаровскому из станицы Ленинградской. При сдаче нам оформляют все необходимые документы для получения дотаций от государства. По мясу у нас тоже постоянные партнёры, но в прошлом году часть затрат на его производство нам тоже не компенсировали.

– Как обычно происходит процесс получения помощи от государства?

– Нам выписывают квитанции, в которых указаны объёмы сданной продукции, мы аккуратно их собираем и раз в квартал сдаём в администрацию района, в отдел сельского хозяйства. Данные обрабатывают и пересылают в Краснодар. Через время на мой банковский счёт поступают деньги, которые можно снова вложить в развитие нашего малого сельхозпредприятия. Но в 2015 году квитанции у нас даже не принимали, хотя в 2014 году выплатили всё до копейки.

Денег нет!

– На основании чего у вас не приняли документы на получение субсидий?

– Сказали: «Денег нет! В этом году обходитесь своими силами». Слышала, что дотации получили только крупные хозяйства, а владельцы ЛПХ остались без них.

При этом многие, как и я, специально оформились как индивидуальные предприниматели, чтобы не только платить налоги, но и получать поддержку от государства. А теперь прошлогодние документы на получение субсидий лежат просто так, пока не выбрасываю. Про дотации власть имущие могут забыть, а вот про налоги – никогда. Уж их-то надо платить в любом случае.

Всех накормим, только поддержите

– Странно это слышать, тем более что в начале 2015 года Сергей Гаркуша, занимавший тогда должность министра сельского хозяйства края, обещал, что ошибки прошлого года по распределению субсидий учтены. Он уверял, что средства уже выделены и дотации в 2015 году получат все, кому они положены. Сказано это было в присутствии представителей газет и телевидения Кубани.

– То-то и обидно, что обещают нам, владельцам ЛПХ, много, а выполняют далеко не всегда. Сейчас вот много говорят об импортозамещении. Что надо научиться обеспечивать себя собственной сельхозпродукцией и не зависеть от зарубежных производителей. Да разве мы против?

Накормим и Кубань, и другие регионы, только поддержите нас немного, раз уж пообещали! У нас прекрасные трудолюбивые люди, с детства умеющие работать в поле и в загоне со скотом или птицей. В сельской местности люди привыкли рассчитывать только на себя, потому что с рабочими местами зачастую дела обстоят неважно. А если и есть работа, то оплачивается она очень плохо. Поэтому люди из глубинки вынуждены или уезжать на заработки в города, или развивать своё личное подсобное хозяйство. Многие мои знакомые – умницы и трудяги, если их поддержать как следует на государственном уровне, то жизнь в деревне станет гораздо привлекательнее. А край получит такие необходимые продукты отечественного производства. И проблема импортозамещения будет успешно решена.

– Где берёте корма для животных?

– У нас и наших родителей есть земельные паи, заработанные в совхозе «Сосыкский». Часть кормов получаем с этих участков земли, ещё часть выращиваем на наделах, взятых под огороды. Есть свои трактор, косилка и пресс. Аппарат для приготовления кормо-смесей нам пока не по карману, так что их приходится покупать. В этом нам сильно помогали государственные субсидии.

– Расскажите о мясном направлении.

– Бычков не покупаем, выращиваем своих. Есть собственный бык-производитель. Экономим на искусственном оплодотворении, которое стоит 1500 рублей, одна попытка без гарантии результата. Выкармливаем около года, иногда больше. Живой вес доводим до 500-600 килограммов. Недавно сдали одного, вышло 320 килограммов чистого мяса.

«Кубанская ярмарка»

– Вырастить мало, надо ведь ещё и выгодно сбыть продукцию?

– Каждый год помогает участие в «Кубанской ярмарке». В прошлом году покупателей было меньше по причине нового адреса выставки, но тем не менее распродали всё. Видимо, сказывается обучение по профессии работника торговли. Всегда берём два места рядом, чтобы было где развернуться, уделяем внимание оформлению витрины, стараемся найти индивидуальный подход к каждому клиенту. Ну и продукция у нас отличного качества и в широком ассортименте. Для нас ежегодное участие в «Кубанской ярмарке» стало хорошей и выгодной традицией. Цены за торговую площадь гораздо ниже, чем на других рынках Краснодара.

На базаре стоять невыгодно

Но это раз в году, а всё остальное время сдаём бычков оптом, так как стоять на рынке не видим особого смысла. Слишком велики затраты – привези бычка на сертифицированную бойню, разделай, затем вези на рынок, заплати за место и стой там неизвестно сколько. В Краснодаре рыночное место обходится не менее 3000 рублей в день. Представляете, пять дней – 15 тысяч, а на сколько продашь никого не волнует. Даже уборщица требует с каждого продавца 100 рублей за то, что она там работает. Нам такие условия не подходят.

Есть надёжные партнёры

Поэтому сдаём живым весом постоянным закупщикам нашей продукции, которые зачастую приезжают к нам сами. Очень довольны сотрудничеством с предпринимателем Александром Скрипалёвым из Незамаевской, надёжный и порядочный человек.

Так что, хоть и не получается обходиться без посредников, но мы за годы работы нашли устойчивые каналы сбыта и на данный момент довольны закупочной ценой и условиями реализации. Большие объёмы возим сдавать самостоятельно, даже с затратами на дорогу получается выгоднее. Уже знаем, как сократить цепочку из перекупщиков и отвезти сразу конечному продавцу или производителю мясных изделий. Для этого есть правильно оформленный транспорт с будкой-холодильником.

Ничего не страшно

– В будущее смотрите уверенно, санкции вас не тревожат?

– После 90-х годов, наверное, уже ничего не страшно. Руки-ноги есть, голова на месте, семья поддерживает, а значит – всё будет хорошо. Особенно если в этом году всё же выплатят государственные субсидии. А санкции переживём. На «Кубанской ярмарке 2015» мы даже оформили торговое место плакатом с надписью «Нам санкции нипочём!»

Ю. Бойцов.