В номере газеты от 13.02.2016 г. старолеушковец Г. Мнацаканов затронул животрепещущую тему детей войны. В Незамаевской их немало. И они как бы не имеют никакого отношения к страшным событиям отечественной истории.

У

них не было игрушек, красивой одежды. Лопух, укроп, заячий корень, щавель, сурепка, дикие фрукты в лесополосе – вот и всё разно-образие в еде. Летом босиком по сухой колючей стерне ребята собирали колоски, а если кого замечали объездчики, молились, чтобы не забили плетками.

За булкой хлеба по талону нужно было идти занимать очередь в час-два ночи и ждать до семи утра на улице, прижавшись к стене столовой. А сколько детские глаза видели горя вокруг! Слезы мам, потерявших любимых на фронте, запои инвалидов без ног и без рук…

Топить печи было нечем. Дети собирали курай, бодылья подсолнечника, стругали камыш, резали из навоза бруски, сушили на зиму. В холодной школе чернильницу держали под мышками, чтобы не замерзали чернила. Да и совсем немногие ходили на занятия – надо было работать. Кто пас лошадей, кто дневал и ночевал на фермах. Начав в колхозе трудиться с 12-13 лет, никто не думал, что потребуются сегодня, уже в пожилом возрасте, какие-то записи учета труда. Главное было – помогать родным.

Т

рудовая книжка колхозника появилась только к концу 50-х – началу 60-х годов прошлого века. И многие записи в них неполные. Поэтому честно пахавшие дети войны не являются ныне даже ветеранами труда. У нас в станице таких добрый десяток.

Я помню, как в газете «Вольная Кубань» в 2011 году опубликовали официальный ответ администрации края на открытое письмо А.И. Роменского, в котором поднимался вопрос установления на Кубани категории «дети войны»: «Информируем вас, что в настоящее время в Государственной Думе РФ готовится к рассмотрению законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах». Данный законопроект предусматривает меры социальной поддержки лицам, родившимся в период с 4 сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года и проживавшим в период ВОВ на территории СССР (дети войны). Указанный проект закона планируется к внесению на рассмотрение в первом чтении в марте 2011 года».

М

инуло пять мартов! Но законопроект по льготам так и не был принят депутатами. Конечно, многим из них, голосовавшим против, неведомы заботы стариков. А вот в побежденной Германии уже давно действует такой закон. Да и в нашей стране, к примеру, в отдельных областях – в Вологде, в Белгороде – взяли и установили региональные льготы для детей войны. Дождемся ли мы, кубанцы, такой милости от власти?

А. Бессчётнова.

Ст. Незамаевская.