Узнали у главного внештатного дерматовенеролога и косметолога минздрава Краснодарского края и ЮФО Глузмина Михаила Ивановича, как не сгореть под кубанским солнцем и можно ли мазать ожоги сметаной.

Синоптики неумолимо сообщают о том, что это лето может стать одним из самых жарких. 22 июня воздух в Краснодарском крае раскалился до 30-35 градусов. Подобные температуры даже для привычных к жаре кубанцев – тяжёлое испытание. Михаил Иванович, расскажите, всем ли надо в этот период мазаться солнцезащитными кремами или только людям с болезнями кожи?

– Давайте так: существует шесть типов кожи. Первый тип – так называемый «скандинавский» – это белая кожа, и далее по нарастающей. Последний – африканский.

В зависимости от того, как кожа воспринимает солнце, и нужно защищаться. У солнца в спектре есть несколько лучей (ультрафиолет лучи А, ультрафиолет лучи B и так далее). Ультрафиолет лучи B полезны, а лучи А вызывают тепловой нагрев, ожог и т.д.

Мы сейчас отключимся от солнца и перейдём, например, на ветер. Если ветерок лёгкий – вы наденете панамку, если ветер сильный – вы наденете штормовик. С солнцем приблизительно та же самая ситуация. Зимой, когда солнце неактивно, если у вас нет каких-то фотоболезней, то вы не будете наносить крем на лицо. А если вы идёте летом на пляж в купальнике, то помимо того, что нужно соблюдать режим принятия солнечных ванн, ещё нужно соблюдать уровень защиты от солнца в зависимости от вашего фототипа кожи.

Отдельной защиты требуют особенности кожи: пигментированные образования, родимые пятна, склонные к трансформации в онкологию (в т.ч. меланому).

Может ли человек сам определить свой фототип?

– Может. Тот редкий случай, когда я адресую к интернету, потому что там всё достаточно хорошо описано о том, что первый тип кожи – это светлая кожа, голубые глаза, светлые волосы, а второй тип кожи – это чуть темнее. Это одна сторона медали. Вторая сторона заключается в том, что есть целый ряд состояний, например, болезни печени, порфирия и т.д., которые усиливают чувствительность кожи к солнцу. А ещё есть целый ряд препаратов, включая косметические и растительные, которые тоже увеличивают чувствительность кожи по отношению к солнцу. Яркий пример – тетрациклин. При его приёме – выходишь и сразу сгораешь, какая бы твоя кожа ни была.

Я бы сказал так: если у вас нет сомнений по поводу режима приёма солнечных ванн, вы не сгораете, то можно самостоятельно подобрать защитный крем. А вот если возникают какие-то сомнения, в обычном режиме вы сгораете на солнце, лучше обратитесь к специалисту, чтобы он профессионально вам дал советы, как себя вести.

Я думаю, врач в любом случае, назначая тот же тетрациклин, предупреждает пациента, что солнце для него опасно.

– Вот вы говорите, если врач назначает, а если пациент сам себе назначает? Тетрациклин я взял только для примера, на самом деле, средств, увеличивающих восприимчивость к солнцу, значительно больше. Прямо и косвенно.

Скажу о себе, я пропивала «Роаккутан», вы наверняка знаете этот препарат. В то время я ходила в шляпе и как только от солнца лицо не прятала.

– В этом случае «Роаккутан» влияет на сухость кожи, а сухая кожа по-другому воспринимает ультрафиолет. И, кстати, чтобы вы знали, солнце тоже сушит кожу. Мы 5-7 лет назад проводили исследования. На базе кожно-венерологического диспансера находится кафедра дерматовенерологии кубанского медуниверситета. Я одновременно являюсь доцентом этой кафедры. И вот был такой очень интересный эпизод: ко мне обратилась студентка 6 курса с просьбой изучить влияние солярия на кожу человека. Мы построили такую быструю программку: у нас есть приборы, которые позволяют изучать влажность, сухость кожи, пигментацию и т.д. Ультра-тестеры специальные. Студентка взяла 10 подружек: 5 студенток, которые ходят в солярий, и 5, которые не ходят. Мы просто измерили сухость кожи. Разница была ощутимая.

То есть всё зависит от того, сколько на солнце пребываешь, и какая стоит задача?

– Конечно, если стоит задача выйти на демонстрацию в честь поддержки партии «ультрафиолетовых» и простоять на солнце весь день, защищаться надо всеми способами. Многие заблуждаются в такой ситуации, когда загорают: пришли на пляж, крем утром нанесли и считают, что до обеда хватит. Не хватит. Во-первых, длительность у него два часа, во-вторых, если вы залезли в море, то вы его смыли, и каждый раз нужно наносить крем заново.

Хотя из профессионального эмпирического опыта говорю, если у человека нет какой-то повышенной чувствительности, то время загара до 10 утра и после 17-17:30 вечера, как правило, безобидно. Даже полезно. Человеку нужно загорать, должен вырабатываться витамин D. Поэтому, если есть такая возможность, до 10 утра или после 17 часов вечера загорать, то загорайте.

Кто бы мог подумать, что загорать в определённые часы, как вы говорите, даже полезно.

 Я считаю, что это полезно. Там много полезных факторов, особенно в возрасте 30+. Это профилактика остеопороза. Только детям до 3 лет загорать нежелательно, у них в этом возрасте недостаточно развита терморегуляция.

Можно сделать вывод, что крема различных степеней защиты зависят от ситуации, цели, задачи – это комплексная проблема. Нельзя купить один крем на все случаи жизни. Этому нужно время уделять и немножко образовываться в этой сфере. Можно сходить к специалисту и проконсультироваться с ним?

– Если возникают вопросы, лучше решать их с профессионалами. Если у вас сломается машина, вы же не крутите первый попавшийся болтик, вы едете к специалисту, который знает, почему она не сигналит. А человек посложнее машины будет. (улыбается)

А что по поводу родинок и различных образований на коже? У людей их достаточно много, но они не болят и никак не беспокоят. Стоит ли как-то на них обращать внимание?

– Вы знаете, со времён института нас учили, что боль – это уже сигнал, его лучше не допускать. Боль – это не симптом, это сигнал тревоги организма на какие-то нарушения, которые могут за собой повлечь другие действия. Опять я машины беру для удобства восприятия. Вот пробежали 10 или 15 тысяч – сколько положено, поехали поменяли масло, поменяли фильтры масляные, фильтры кондиционерные, и дальше. Вы просто знаете, что это технически положено.

Человек – это биологический механизм, который тоже требует определённого ухода. Надо проходить диспансеризацию, при наличии хронических болезней проходить периодически обследования, не дожидаясь, когда заболит. Когда что-то болит, это уже острое состояние. В этих случаях нужно полноценное решение.

Теперь возвращаюсь к нашим родинкам. Первое – не все родинки одинаковые. Поэтому, если высыпания вызывают опасения, они подвержены травматизму: контактируют с цепочками на шее, бюстгальтером, ремнём на поясе, то лучше тогда обратиться к врачу-дерматологу с вопросом: чем мне это чревато? Ваш врач предупредит, что нужно следить за этим родимым пятном, смотреть, не меняет ли он форму и т.д. Возможно, будет возможность его удалить, чтобы не травмировать.

Дерматолог, насколько я помню, входит в программу ОМС, к нему можно прийти с полисом бесплатно?

– К большому счастью, по Краснодарскому краю дерматологи представлены практически во всех районах. В кожно-венерологических диспансерах, их филиалах или дерматологических кабинетах в структурах поликлиник центральных районных больниц. Больше того, по полису вы можете прийти в любое место. Хотите, приходите к нам в Краснодар, даже если вы живёте в Белой глине или Старощербиновской, вам никто не откажет.

Давайте вернёмся к солнцу. Правда ли, что солнце вызывает рак?

– Само по себе оно рак не вызывает. Может ли вода убить человека? Можно захлебнуться. Не вода же виновата, человек виноват. Солнце может быть фактором полезным, как я только что объяснил: загар, витамин D и т.д. И солнце может быть фактором вредным, когда на открытых частях тела находятся пигментированные образования, подвергающиеся солнцу – это возможность трансформации в онкологию, в том числе, меланому, кератому и т.д.

Часто люди, обгорев на солнце, потом мажутся сметаной. Что вы можете сказать по этому поводу, чем пользоваться после ожогов?

– То, что вы называете «обгорание» – это термический ожог кожи. И здесь нужно просто бороться с ожогом кожи. Все народные средства: сметана, кефир и т.д., в определённой степени, конечно, работают. Но в определённой степени. Почему? Потому что они обладают определённым увлажняющим и смягчающим эффектом. Есть средства, которые направлены именно на лечение ожогов. Это спреи различные противовоспалительные и антибактериальные. Чтобы не заниматься рекламой, я не даю названий, но человеку нужно понимать, что ожог произошёл, и он требует лечения уже как ожог. Просто разница там первая стадия, вторая, третья, пошли ли пузыри.

И, например, если сметана не помогает, то нужно принимать какие-то серьёзные меры?

– Ну, вы знаете, лучше сразу принимать серьёзные меры. Только если находишься на необитаемом острове, сгорел, и под рукой одна банка сметаны, то понятно, что лучше воспользоваться банкой сметаны, чем ничем.

Вы говорили, что детям до 3 лет нельзя загорать.

– Да, до 3 лет у них плохо развита терморегуляция кожи и не сформирована фотозащита. Их надо от прямых лучей солнца защищать. Это обязательно панама, лёгкие закрытые блузки, штанишки. Прямо радикально в скафандр прятать, конечно, не надо. Но на открытое солнце в период с 10:00 до 17:00 они попадать не должны. Часто вижу, когда идёт мама по солнцу с грудничком на руках и опасаюсь, потому что ребёнку не обязательно 3 часа находиться на открытом солнце, чтобы получить ожог. Причём на детей фототипы, о которых я говорил, не так распространяются, они, в основном, светлокожие.

Кстати, да. Они же потом темнеют с возрастом.

– У них кожа не адаптирована ещё к таким факторам внешнего воздействия. Поэтому ребёночка, конечно, нужно защищать. Я не против, если море или ещё что-то, тогда будьте любезны: панамка, тент, грибочек.

А солярий сильно вредит коже?

– В солярии любой пигмент попадает под открытый ультрафиолет. Я как дерматолог – не сторонник соляриев. Потому что я пользы от них не вижу. У нас есть целые комплексы фототерапии, но они используются для лечения кожных болезней. Например, кабина Вальдмана с ультрафиолетовыми лучами B. Есть селективная фототерапия, где можно наносить фотосветовой эффект только на волосы или только на руки. Есть целый ряд кожных заболеваний, которые адекватно отвечают на свет: псориаз красный, плоский лишай и т.д. Но вы учитывайте, что это терапия. Солярий – это не терапия, это желание сделать себя коричневого цвета.

Просто есть такой пунктик у современной молодёжи – быть коричневыми.

– Я же не возражаю, но не нужно это делать за один день. Вы выйдите до 10 часов утра и после 5 вечера, и вот через какой-то интервал времени, в зависимости от того, какой у вас фототип кожи, вы будете более или менее коричневыми. Но только в адекватных дозах и, соответственно, без риска для собственного здоровья.

Можно сказать, что кубанское солнце более жаркое и активное в сравнении с другими регионами?

 Ну, в сравнении с центральным регионом России – да. В сравнении с Африкой – нет. Потом есть разные условия для загара, к примеру, наша Красная Поляна. Это же высокогорье, там можно загорать, причём, как ни странно, более успешно, чем в низине. Потому что, когда там лежит снег и ты загораешь, у тебя действуют две формы загара: одна, которая даёт солнце сверху и вторая – зеркало, которое даёт снег. Высокогорный загар, на самом деле, более сильный и более стабильный.

Кто бы мог подумать. Снег лежит, а ты загораешь.

– Посмотрите на альпинистов, которые покоряют Эверест – ходят нормальные чёрные ребята.

Когда солнце самое активное, если брать по месяцам? Вот началось лето, к осени, наверное, уже можно немножко расслабиться?

– Астрономически летом самое активное солнце, но наблюдения показывают, что существуют сдвиги в ту или иную сторону. Сентябрь чуть-чуть помягче, но ещё где-то до середины месяца пик солнца достаточно убедителен, и начинается он не с 1 июня. К нам обращаются по поводу сгорания чаще всего знаете кто? Дачники. Начинается «борьба за урожай». А они сняли майку, взяли тяпку. А потом приходят с ожогами.

Беседовала Эльвина Абибуллаева