Кубанская продукция вместо импортной

Главный герой этой публикации производит продукцию, которой рады за каждым столом на Кубани – сало. Однако обеспечить хорошие объёмы продаж здесь непросто – очень высокая конкуренция. Основные торговые сделки этот предприниматель совершает очень далеко за пределами края – в Сибири. Об особенностях торговли одним из любимых у нас продуктов рассказал Пётр Крупеня.
22-11-2016_06Начало бизнеса
– Пётр Алексеевич, расскажите, почему вы решили заниматься именно переработкой и производством сала?
– Когда пришёл из армии, встал вопрос – что буду делать на «гражданке»? Мой сват тогда уже занимался закупками сала и возил его на продажу в Москву. Вот у него и получил первые навыки этого бизнеса. Никакого производства в то время, конечно, у меня не было. Потом некоторое время реализовывал мясо. Как сейчас помню, 16 апреля 1996 года продал своего первого поросёнка на рынке Павловской.
Через время появился партнёр в Смоленской области, который был готов покупать солёное сало. Начал солить и отвозить туда. Сеть клиентов расширилась, добавил в ассортимент и мясо. До поры до времени всё шло хорошо, но потом на российский рынок хлынуло большое количество импортного сала. Это был период конца 90-х –  начала 2000-х годов. И хотя качество зарубежной продукции уступало отечественной, ценовая политика была очень агрессивной. Дешёвая продукция импортного производства нанесла сильный урон свиноводству центральной России, а мне пришлось полностью переключиться на северные регионы страны, где кубанское сало – это практически бренд или торговая марка.
Технологии                         производства
– Вы торгуете полностью готовым к употреблению продуктом?
– Да, но сало закупаю сырое, а готовым делаю сам на мощностях моего небольшого предприятия, расположенного недалеко от Павловской. Оборудование используем недешёвое,  известных немецких и голландских брендов. Варочный шкаф работает под управлением компьютерной программы, технология тепловой обработки соблюдается до секунды. Чтобы вывезти шпик за пределы края, ему обязательно нужно провести термическую обработку при температуре 72 градуса. Это технические требования ветслужбы и они неукоснительно выполняются.
Полный производственный процесс – от поступления сырого сала до превращения его в аппетитную закуску, занимает не меньше недели. Готовую продукцию фасуем в вакуумную упаковку и храним в холодильнике.
Предлагаем широкий ассортимент – как обычное сало классического белого цвета, так и массу вариантов с различными специями. Например – сало по-украински, по-венгерски и так далее. Всего 18 наименований. Люди все разные и вкусовые предпочтения у всех отличаются. Законы рынка подсказывают, что нужно уметь угодить каждому клиенту.
Кубанское –                           значит лучшее
– Актуальный на сегодняшний день вопрос — сырьё, с которым вы работаете, изначально отечественного производства?
– Все мои поставщики работают на территории Краснодарского края. Так что сырьё не только отечественного, но ещё и кубанского производства! К выбору партнёров отнёсся очень серьёзно, поэтому меня сотрудничество с ними полностью устраивает.
Одним из немаловажных критериев для меня является качество продукции. Так вот качественнее сала, чем то, что производится в Краснодарском крае, – я не видел.
– Что подразумевается под качеством? Какие критерии его определяют именно в вашей отрасли?
– Прежде всего вкусовые. Предпочитаю работать с производителями, что называется, «старой школы». Считаю, что не все прогрессивные технологии кормления и выращивания свиней, да и любых животных, приносят отличный конечный результат. Некоторые пищевые добавки изменяют вкус и запах сала не в лучшую сторону. Помимо этого многие потребители жалуются, что продукция из сырья некоторых производителей слишком жёсткая. Я перепробовал все основные варианты по всему краю и выбрал для себя нескольких поставщиков, качество продукции которых устраивает и меня, и моих покупателей. Результат говорит сам за себя – кубанское сало ценится очень высоко даже в северных регионах России.
На любой вкус
– Я вижу в ассортименте вашей продукции большое разнообразие. Прежде всего – толщина кусков. С чем это связано?
– Здесь много факторов. На толщину слоя сала влияет даже способ кормления животных. Наличие мясных прослоек и их количество тоже может регулироваться.
Отечественная и западная классификация видов сала тоже сильно отличается. Бывает шпик или шпиг, грудинка или «пузанина», а также бекон. Есть ещё «щековина» или в англоязычном варианте – баки. Это продукт со свиной головы. Все эти названия используются скорее для наименования готовой продукции.  Тут уж что кому нравится. Главное отличие – грудинка всегда толще, а остальное сало – тоньше.
Рынки сбыта
– Значит, сырьё кубанское, переработка и изготовление тоже. А куда отправляется готовая продукция?
– На север нашей страны, в Сибирь. Привожу туда сам и сдаю оптом на продуктовые склады. Оттуда мой товар расходится по розничным магазинам. Объёмы у меня не особо большие, поэтому зимой использую для перевозки собственную «ГАЗель» с термобудкой, а летом нанимаю грузоперевозчика с рефрижератором.
– Я знаю, что вы являетесь постоянным участником Кубанской ярмарки и там покупателей у вас традиционно много. Но ведь это лишь четыре дня в году. А помимо этого жителям родного края достаётся что-нибудь из вашей продукции?
– Тем, кто проживает в райцентре, хорошо знаком мой товар. Каждую субботу участвую в ярмарках выходного дня на центральном рынке Павловской. Все знают об этой инициативе краевых властей при поддержке администрации района. Цель мероприятия – сделать продукцию местных производителей доступнее для земляков, поэтому сало реализую с минимальной наценкой.
Кризис всё же             ощущается
– Говорите, объёмы оптовых продаж у вас небольшие. С чем это связано?
– С тем, что у людей стало меньше денег и покупательская способность упала. Сами знаете сегодняшнюю экономическую ситуацию в стране. Подорожало всё – сырьё, электроэнергия, топливо. Естественно, это не могло не отразиться и на конечной стоимости моей продукции. Поэтому большие объёмы я просто не смогу реализовать – рынок диктует условия.
Сало как валюта
– В чём отличие рынка сала северных регионов России от нашего?
– Как я уже сказал, для жителей тех мест мой продукт – это сформировавшийся бренд. Кубанское сало на столе для них – символ благосостояния семьи. Там вообще такого рода товар очень ценится. Но есть разница между продукцией их местных производителей и нашей, краснодарской.
Без преувеличения могу сказать, что кубанское сало в тех краях нечто вроде устойчивой валюты. Все мы знаем, что такое магарыч – когда некоторые вопросы решаются легче и быстрее, если поблагодарить человека бутылкой хорошего спиртного. Там это тоже актуально, но вместо бутылки можно смело предлагать кусок кубанского сала и такому подарку обрадуется каждый.
У меня однажды перед самым главным зимним праздником всех россиян сломался  автомобиль в глухом таёжном городке. До Нового года оставалась пара дней, народ уже вовсю готовился к застольям, а кое-кто уже и начал отмечать. Каким-то чудом разыскал хозяина автосервиса, который в этом году работать больше явно не собирался. Несколько добротных кусков кубанского сала совершили новогоднее чудо – мне за несколько часов отремонтировали автомобиль, долго благодарили и предлагали на ремонт заезжать только к ним, причём в любое время. И подобных историй на моей памяти не одна и не две. Любят наше сало во многих регионах России.
Новая  торговая марка
– Значит, продукция из Краснодарского края – залог качества?
– После этого я всерьёз задумался о том, чтобы сделать словосочетание «Кубанское сало» своей торговой маркой. Совсем недавно мне это удалось. Долгожданное разрешение наконец получено, и теперь я официально представляю родную Кубань на севере нашей бескрайней Родины. Чувствую гордость и огромную ответственность, поэтому за качеством продукции слежу с удвоенной тщательностью.
– Как быстро удалось получить разрешение на торговую марку? Были сложности?
– Пришлось побегать по инстанциям. Процедура тяжёлая, затратная и очень длительная. Я занимался этим полтора года и неизвестно сколько это могло продолжаться дальше. Но мне повезло. Нашёлся понимающий человек в Законодательном Собрании края. Именно благодаря ему вопрос в итоге очень быстро решился. А так, кто знает, может быть я до сих пор безрезультатно пытался бы справиться с этой проблемой.
Вообще очень хочу поблагодарить всех людей, которые помогали мне на жизненном пути в разные периоды времени. Кто советом, кто делом, а кто-то и материально. У каждого в жизни бывают сложные периоды и без поддержки неравнодушных людей справиться с трудностями было бы тяжелее, а иногда и просто невозможно. Я свой бизнес начинал с нуля, кто пробовал так делать – тот знает, каково это. Без родственников, друзей, знакомых, деловых партнёров, работников районной администрации – без всех этих людей ничего бы у меня не получилось. Перечислять поимённо смысла нет, получится слишком длинный список. Но я очень благодарен всем, кто поддержал меня когда-то и продолжает помогать сейчас.
Надо продержаться
– Какие трудности являются самыми насущными для сельхозпроизводителя Кубани?
– Думаю, проблемы у всех одинаковые и неважно – на Кубани ты или на севере страны. Сейчас непростые времена у всех, ощущается нехватка оборотных средств. Процедура получения займов в банках слишком долгая и неэффективная. И поэтому возникают такие неприятные ситуации, когда приходится делать выбор – заплатить налоги и аренду и на следующий день закрыть своё предприятие или же вложиться в закупку сырья и заработать ещё оборотных средств. С которых позже установленного срока заплатить положенное по закону.
Я не могу позволить себе загубить дело, которому посвятил всю жизнь. Чем мне тогда заниматься, как зарабатывать и обеспечивать семью? Экономические кризисы приходят и уходят, а жить как-то надо. Считаю, что задача каждого кубанского сельхозпроизводителя сейчас продержаться, остаться на плаву. Нынешний сложный период минует, как и любой другой, зато останется качественная и полезная продукция, произведённая в благодатном Краснодарском крае.
Ложка дёгтя
К сожалению, перед самой публикацией из администрации района поступила информация, что Пётр Крупеня имеет долги по уплате налогов.
Мы связались с героем этой публикации и попросили разъяснить ситуацию. Пётр Алексеевич подтвердил информацию и выразил глубочайшее сожаление, что из-за ухудшившейся экономической ситуации как в стране, так и на его предприятии, допустил задержки по выплатам. Со своей стороны он пообещал сделать всё возможное, чтобы как можно быстрее рассчитаться со всеми долгами.
Ю. Бойцов.
Фото автора.