Павловский народный драматический театр сделал правильный выбор, взяв к постановке драму «Тень над переулком», премьера которой состоялась в театре Кирова 28-29 апреля.
Нет сомнения, что этот атеистический спектакль, раскрывающий гнусную сущность сектантства, принесет большую пользу в нашей борьбе за нового человека. По тому напряжению, с которым зрительный зал следил за ходом спектакля, можно заключить, что артистический коллектив справился со своей задачей.
Порадовала энергичной игрой пенсионерка А.П. Шконда. Ее Мария Семеновна Тертышная, возглавляющая секту «Слезы Христовы», то вкрадчиво льстивая, то жесткая и властная, прошла уже много степеней злодейства. Еще в годы Великой Отечественной войны она выдала фашистам несколько советских патриотов. После войны, став вожаком сектантского подполья, продолжает вести свою преступную деятельность. У нее нет ничего святого. Она не гнушается никакими методами и способами, чтобы как можно больше завербовать в свою секту доверчивых людей.
Мастерски играл режиссер-постановщик Петр Слюсарев роль хулигана и тунеядца Андрея Быдло. Каждое его появление на сцене, чуть ли не каждая реплика вызывала у зрителей громкие аплодисменты.
…Григория Чобота, офицера Советской Армии, летчика, спрятала в своем сарае Наталья Климова, замечательная патриотка, простая советская женщина. Тертышная выдала их. И через двенадцать лет Чобот снова появляется в городе, где свила свое гнездо Тертышная. Теперь он приехал сюда, чтобы разыскать предателя, чьи показания читали ему в гестапо. Его появление обеспокоило Тертышную и ее приспешников. Они хотят очернить его, спровадить в другие края. Но Чобот настойчив и мужествен. Ему удается раскрыть замаскировавшуюся Тертышную.
Начальник автостанции Ю.Д. Николаев-Бушнев, исполняющий роль Григория Чобота, временами играет очень хорошо. Но артисту нужно много работать, чтобы преодолеть односложность. Скажем прямо: заключительный монолог Бушневу просто не удался.
Несколько теплых слов хочется сказать в адрес исполнительницы роли «сестры Гликерии» А. Семенцовой. Образ женщины, впавшей в отчаяние, ей вполне удался.
Роль без слов – труднейшая роль. А как замечательно, как мастерски справился с нею Д.Т. Овсянников. Молчаливый – этот страшный изувер, словно тень он бродит по жизни, превратившись в немое оружие Тертышной.
Из младшего поколения в пьесе действуют электромеханик Гошка Климов (каменщик СМУ-46 Б. Федирко), его сестра десятиклассница Валя (работница аптеки В. Лукьяненко), ее одноклассник Глеб Шумилов (учащийся средней школы сельской молодежи В. Степанов), соседка и соученица Вали Лора Голубенко (учащаяся средней школы № 2 Л. Помогаева), участковый агитатор (режиссер-ассистент С. Комарова), Валерий (рабочий сахарного завода А. Павлюк) и другие.
Надо отдать должное юношам и девушкам, которые много трудились, чтобы нарисовать правдивую картину: с одной стороны – картину страшного сектантского подполья, с другой – бдительных, любящих жизнь и правду Гошку Климова, Глеба Шумилова, Валю Климову и участкового агитатора. Надо отдать должное начинающим артистам, играющим вдохновенно и правдиво. Каждый из них вносит какую-то новую черточку в спектакль, свой особый характер.
Хочется отметить также и большую работу художника Б. Букасова и нашего композитора В. Шелехи. Хорошо справились с порученным делом осветители.
Мы рады каждому новому творческому успеху нашего Павловского народного драматического театра. Мы с нетерпением ждем новых постановок, взволнованные уходим из зала, с благодарностью, а порой и с восхищением говорим о своих павловских артистах. И несмотря на постоянный состав артистов, от постановки к постановке театр совершенствует свое мастерство. Он по-прежнему верен позициям современности.
В. Заречный.
(«Коммунист», 6 мая 1961 г.).