Первое, на что обращаешь внимание при подъезде к Набережному, – отремонтированная асфальтированная дорога от трассы к посёлку. И это – громадный «плюс». Не меньшее достижение последней пары лет – решение вопроса с питьевой водой. Оба кардинальных изменения местные жители оценили по достоинству. Но они не очень хотят закрывать глаза и на «минусы», которых ещё предостаточно. При посещении посёлка меня сопровождал участковый уполномоченный ОМВД России по Павловскому району Николай Иванович Коркишко.

В поселковом клубе

Первая встреча в посёлке – с местной жительницей Л.В. Драч. В клубе покрасили и побелили стены, в хорошем состоянии потолок, о поле этого, увы, не скажешь: линолеум давно нуждается в замене.

Людмила Викторовна – ещё и квартальная, родилась в Набережном, поэтому знает его проблемы, как свои собственные.

– Сейчас я – домохозяйка, – рассказывает собеседница, – муж – бывший моряк, работает в Новороссийском пароходстве. Нас такое положение дел устраивает… Ремонт в клубе сделали своими силами.

– Как криминогенная ситуация в Набережном?

– Не очень. Посёлок давно «славится» этим. Иногда воруют. Местный житель А. Статюха сейчас сидит за убийство. Несколько человек в этом году возвратились из мест заключения.

– Как с транспортным сообщением?

– Трижды в неделю к нам заходит маршрутка из Павловской – пусть и по разу в день. Хватает. Раньше вообще нельзя было съездить в райцентр. Свой транспорт есть только у меньшей половины семей. Всего в посёлке на         1 июля прошлого года было прописано 303 жителя, но 92 из них – только числятся на бумаге, а живут в других местах.

– Подвоз детей в СШ № 9 пос. Октябрьского и обратно в Набережный организован?

– Конечно.

– В лесополосе, примыкающей к посёлку, корейцев-овощеводов уже не видно…

– Их нет уже года два.

В ФАПе

Пока беседовал с квартальной, к клубу подошла фельдшер ФАПа Н.В. Саенко. Не мог у неё не поинтересоваться положением дел с местным здравоохранением. Наталья Васильевна оказалась в отпуске, попросил её тем не менее открыть фельдшерско-акушерский пункт.

Печка внутри давно нуждается в ремонте, как и стены помещений ФАПа. Они – в трещинах.

– Дров и угля достаточно, я сейчас одновременно и за санитарку работаю, – призналась фельдшер. – Но зимой до обеда, пока печка не нагреет всё, холодно. А ведь на приём приходят и совсем маленькие дети. Я работаю здесь с 2000-го. Раньше, когда была помоложе, прибегала ночью в ФАП, чтобы подложить дров в печь, теперь уже не хватает сил. С возрастом всякий энтузиазм пропадает.

– Ведь посёлок ваш газифицирован, а ФАП до сих пор топится по старинке…

– Неоднократно поднимала этот вопрос, но толку никакого. Причина одна – нехватка денег. Их нет даже на проект. А ведь здание, в котором наш пункт, – частично на газе. Да и труба проходит рядом.

Открыла по моей просьбе небольшой холодильник. В нём – все запасы медикаментов. Негусто!

24-01-2017_09

Л.В. Драч на избирательном участке

– Люди иногда жалуются на нехватку того или иного лекарства, – замечает Саенко. – Но это – лишь полбеды. У жителей посёлка порой просто нет денег, чтобы купить нужные препараты – приходится давать им в долг.

Можно ли такую ситуацию назвать нормальной?! Вопрос более чем риторический.

В отделении связи

Заведует им вот уже 15 лет В.И. Черкес. Сама – из Ростовской области, по образованию экономист.

Тут, как и в ФАПе, тепло – на угле и дровах, хотя остальное здание газифицировано (!)

– Сегодня вот сама обмазала печку глиной, – показывает рукой Валентина Ивановна, – подсохнет – побелю.

– Как у вас с подпиской на «Единство»?

– План – 55, фактически газету получают 56.

24-01-2017_10– В чём видите главную проблему Набережного?

– В отсутствии рабочих мест. Кроме фермы, устроиться некуда. Так же – с досугом. Клуб есть, но его открывают, по-моему, только по праздникам.

Эту информацию позже опровергла заведующая клубом А.А. Николенко: вечера отдыха проводятся каждую неделю – приносит, чтобы была музыка, собственный ноутбук: колонки имеются.

Два кружка собираются по разу в неделю. Третий – раз в месяц.

Крыша клуба течёт.

В магазине

На вывеске значится «Терек». Работает благодаря местной предпринимательнице О.О. Скрипниковой, муж у неё – из Грозного. Отсюда – название.

Внутри магазинчика довольно много самых разных продуктов питания. А вот винно-водочных напитков нет, отсутствует даже пиво.

Да и хозтоварами в Набережном не разживёшься. Рядом – давно не работающее торговое предприятие райпо. В нём были многие полезные товары. Но потом его, по словам поселковцев, прикрыли из-за нерентабельности.

А если бы не Ольга Олеговна, где бы брали продукты? Ездили бы в пос. Октябрьский? Далековато! Предпринимательница отметила очень слабую покупательскую способность земляков.

Теневые стороны жизни

На улице Гагарина – главной в посёлке – ко мне сама подошла Л.Н. Щаднева. Встречался с ней во время 7-летней давности рейда. Картина, открывавшаяся тогда в её доме, поражала своей безысходностью.

Сказала, что уже не пьёт. Заимела группу инвалидности, но шабашками иногда занимается, чтоб подработать.

Как мне позже рассказали, сын Людмилы Николаевны сидел 8 лет за наркоманию, а знакомый её А. Статюха и сегодня «тянет срок» – за убийство.

Пообщался вместе с участковым с Е. Рудником. Мужчине 36 лет, из них работал только четыре. Дважды отбывал наказание в зоне – за наркоманию и кражу мешка кормов. Тунеядствует и существует за счёт отца-пенсионера.

Денег на выпивку находить, однако, умуд-ряется, запах алкоголя – красноречивое свидетельство.

Что пьёт? Видимо, что придётся. Отец хронического лодыря указал на лежавшие у дерева пустые пузырьки из-под настойки боярышника. Дёшево и бьёт по мозгам. Если бы только настойка! Заведующая ФАПом поведала, что кое-кто из местных мужиков не гнушается и одеколона.

У того же Евгения когда-то была семья. Сейчас – один. Хотя имеет уже взрослую дочь. Что он может ей дать?

Вот на что ещё сетовали жители Набережного.

Не организована доставка малышей в детсад – в пос. Октябрьский. Родители, у кого есть транспорт, возят сами. Остальные сидят дома – с дедушками и бабушками. Нередко, по словам А.Ю. Бондаренко, матери двоих детей, плохо и с поездками учащихся на школьном автобусе. По разным причинам он не приходит в посёлок, а местные школьники пропускают занятия. Завуч СШ № 9 Э.А. Толстопятова подтвердила позже эту информацию, затруднившись, правда, назвать причину.

Пять лет в Набережном не действует баня. Причина – убыточность организованной помывки. Жаловались люди и на отсутствие освещения на ул. Энгельса.

Нежилые домовладения, в которых прописаны люди, в тёплое время постоянно зарастают бурьяном.

А. Макаров.

Сколько лет посёлку?

Вполне закономерен вопрос о возрасте Набережного. К сожалению, ответить на данный вопрос совсем непросто. Это стало ясно из разговора с заведующей общим отделом Среднечелбасского сельского поселения Н.Н. Бондаренко.

Наталья Николаевна сказала, что подобной информацией администрация не располагает. Посоветовала, однако, обратиться к учительнице истории СШ № 9 Т.В. Кравченко.

Татьяна Владимировна призналась: она тоже интересовалась возрастом населённых пунктов поселения, была даже в краевом архиве (в районном вся история начинается только с 1943 года), но там оказались только весьма приблизительные сведения.

Скорее всего, посёлок Набережный берёт своё начало с 20-х годов прошлого века, когда его территорию стали заселять жители близлежащих населённых пунктов нашего и соседнего Каневского районов. Причём – заселение это, по сведениям Т.В. Кравченко, началось с посёлка Южного.

Подтвердить эту информацию (или опровергнуть её) данными из наших либо других источников не смог. Возможно, кто-то обладает более точными знаниями в этой сфере. Если так – позвоните в редакцию (5-27-36).

А сколько птиц и животных выращивают жители Набережного? В Среднечелбасской администрации данные только по всему поселению.

Жительница посёлка Л.А. Лещенко вместе с ещё тремя людьми занималась прошлым летом сельхозпереписью.

По её сведениям, во всём посёлке – не более 3 коров и около 12 бычков. Одна семья имеет пчелиные ульи. Куры и утки есть примерно у половины семей.

Не у всех жителей, по словам Людмилы Анатольевны, имеются даже огороды.