Личное дело
Поповский Вячеслав Иванович родился в 1928 году на Кубани в посёлке Псебай. В юные годы жил во Владикавказе. В сорок втором 14-летним мальчишкой рыл на подступах к городу окопы. После окончания школы поступил в Северо-Осетинский сельскохозяйственный институт, где получил специальность зоотехника. Вернулся на Кубань. Был на хозяйственной и партийной работе. Второй секретарь Белореченского райкома КПСС. С 1964 по 1968 год – первый секретарь Павловского райкома КПСС. Затем работал главным государственным инспектором по закупкам и качеству сельскохозяйственной продукции Апшеронского района, заместителем главного инспектора Краснодарского края.
Скоро канет в Лету противоречивый двадцатый век. Век небывалых научно-технических свершений и политических катаклизмов, потрясших целые страны и народы. Строки неподражаемого Фёдора Тютчева «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», написанные более 100 лет тому назад, можно отнести к живущим в наше время, особенно к живущим в России. Оглядываясь назад, каждый из нас вольно или невольно задумывается о том, что оставит в его памяти век уходящий. Но так уж устроен человек, что хорошее он вспоминает чаще. А это «хорошее» на планете в целом и в таком отдельном маленьком её уголке, как Павловский район, создавали хорошие люди. Об одном из них, который оставил добрую память у павловчан, этот рассказ.
…В начале марта шестьдесят восьмого стояли небольшие морозы, восточный ветер поднял «чёрную» бурю, но через пару дней стихло, ртутный столбик в термометре достиг цифры «двадцать». В степи зарокотали тракторы, закипела работа. К семи утра я пришёл в редакцию – надо было обзвонить бригады, собрать информацию для завтрашнего номера газеты. Не успел сесть за стол, как раздался звонок.
– Тёзка, здравствуй! – Кто-то пробасил в трубку. – Я только что приехал с четвёртой фермы «Комсомольца», там один парень, Женей его зовут, коров доит не хуже старых доярок. Поезжай, напиши о нём.
Я узнал голос первого секретаря райкома партии Вячеслава Ивановича Поповского. Он часто встречался с работниками редакции, ещё чаще я видел его в колхозах, на стройках, стадионе, различных собраниях и совещаниях. Было лестно, что назвал он меня тёзкой – в те годы меня почти все звали Вячеслав, а не Владислав, ну а отчество у нас было одинаковое. Ещё более лестно стало оттого, что первый позвонил не редактору, а мне, 23-летнему начинающему журналисту.
На другой же день я, окрылённый, поехал к этому парню. Он после десятилетки поступил в зооветеринарный техникум и стал на ферме доить коров. Написал очерк «Женькина дорога». Его неожиданно для меня перепечатал «Комсомолец Кубани», в то время самая популярная в крае газета. Ещё более неожиданной стала путёвка на ВДНХ, которой меня наградил крайком ВЛКСМ как одного из победителей журналистского конкурса, приуроченного к 50-летию комсомола. Так с лёгкой руки Поповского я впервые побывал в Москве.
Чуть более четырёх лет возглавлял район Вячеслав Иванович. Прошло три десятилетия. Но до сих пор те, кто работал под его началом, вспоминают с теплотой первого секретаря и могут рассказывать о нём часами. Рабочий день в райкоме и других учреждениях начинался тогда в девять утра. Поповский обычно появлялся в райкоме в это время. Собирал аппарат и строго спрашивал за недостатки на фермах, стройках, других объектах. Поначалу все удивлялись: откуда у него информация? Потом узнали: первый вставал в четыре и до девяти успевал побывать в одном-двух хозяйствах. Во второй половине дня он вновь ехал в колхоз или на завод. Отдыхать ложился в полночь, а то и позже. Его можно было увидеть на репетиции народного театра, тренировке футбольной команды, концерте коллективов художественной самодеятельности, в кинотеатре на премьере фильма.
В шестидесятые годы Павловская и район бурно развивались. Ежедневно требовалось сотни тонн асфальтобетонной смеси. Поповский не давал спокойно спать начальнику ДСУ М.Я. Шапошникову и руководителю асфальтобетонного завода И.М. Суровцеву. Каждую ночь наведывался на завод и своим появлением воодушевлял рабочих. ДСУ уже не справляется с объёмами, и первый секретарь достаёт для дорожного управления новый более мощный смеситель. Многие улицы в Павловской оделись в асфальт, современные шоссе протянулись до станиц Весёлой и Незамаевской, посёлка Октябрьского и хутора Среднего Челбаса.
Прилетел на Кубань министр автомобильных и шоссейных дорог. Поповский пригласил его в Павловскую. Министр был восхищён сельскими дорогами.
– Да что дороги! Ездить по ним не на чем: в автохозяйстве одни грузовики, – вздохнул Поповский и посмотрел на приехавшего с министром начальника управления шоссейными дорогами Краснодарского края. Тот всё понял. Вдвоём уговорили министра выделить Павловскому автохозяйству десять новеньких автобусов.
Студенты, которые учились в дальних городах, солдаты, служившие тогда три года, возвращаясь в Павловскую, не узнавали её. В центре станицы появились новые магазины, здания аптеки, почты, гостиницы, типографии, пристройка ко второй школе, широкоформатный кинотеатр. Западную и восточную окраины украсили две современные школы, благодаря чему ребятишки стали учиться в одну смену. Построены были дома культуры и школы во многих периферийных станицах.
При Поповском развивались промышленность, транспорт, стройиндустрия. Были построены цеха ремонтного завода и райсельхозтехники, оптовая база, десятки животноводческих корпусов. Создали ПМК стройтреста крайпотребсоюза, заложили фундамент консервного комбината. Полностью электрифицировали и телефонизировали район, а в колхозе «Советская Россия» с помощью Поповского впервые в России появилась полевая телефонная связь, которой оборудовали автомобили специалистов и ряд производственных объектов. Были освещены улицы райцентра. Затраты на себя взяли два павловских колхоза. Светильники достали в Москве. Поповскому даже пришлось звонить председателю Моссовета Промыслову.
Первый секретарь вникал во все сферы. Если чего не знал, садился за учебники. Например, с помощью их изучил сахарную промышленность, дорожное строительство. Специалисты удивлялись: откуда у зоотехника неплохие знания далёких от его профессии отраслей.
В те годы Павловская стала образцовым районным центром. Не только благодаря внешнему облику. В ней бурлила культурная и спортивная жизнь. Активной была творческая интеллигенция. Был какой-то свой, присущий только Павловской, психологический климат, более высокий, чем в других райцентрах (это признавали сами соседи), общий интеллектуальный уровень.
…Павловский народный театр в 1967 году поставил спектакль «Стальной командир» о герое Гражданской войны Дмитрии Жлобе и на зональном республиканском смотре вновь удостоился первого места. Решили везти спектакль, в котором была задействована добрая сотня самодеятельных актёров, в Москву. На первого секретаря и его помощников легла огромная ответственность за подготовку этой поездки. Спектакль триумфально прошёл на сцене Малого театра, центральное телевидение вело прямую трансляцию на весь Советский Союз. Постановку из правительственной ложи смотрел Председатель Совета Министров РСФСР Дмитрий Полянский, пояснения ему давала одна из руководителей павловской делегации зампредрика Екатерина Герасимова, двое сыновей которой играли в тот вечер на сцене. Она знала театр изнутри.
В шестидесятом ставили спектакль «Человек с последней парты». Заболела артистка, репетировавшая роль директора школы. В кабинет зампредседателя райисполкома вошёл режиссёр Пётр Слюсарев:
– Только вы сможете помочь, Екатерина Петровна. Выручайте!
Она отнекивалась. Её уговаривал не только режиссёр, но и сыновья, занятые в этом спектакле. До премьеры оставались считанные дни, но Герасимова успела выучить текст, побывать на двух репетициях. Зрителям и самим актёрам понравилась её игра.
Вскоре, после московских гастролей, Поповский пошлёт зампредрика в столицу, и Екатерина Петровна, воспользовавшись знакомством с Дмитрием Степановичем Полянским, добудет в республиканском бюджете деньги на строительство в Павловской нового здания Дома культуры.
…1966 год. Павловские футболисты выигрывают кубок Центрального совета ДСО «Урожай» и становятся сильнейшей сельской командой в России. Что дальше? Играть в чемпионате СССР – решает Поповский и находит деньги для финансирования уже команды мастеров. Наш «Колос» в следующем сезоне закрепляется в классе «Б», а в 1968 году занимает высокое четвёртое место.
В том же году Вячеслав Иванович покидает район. Не по собственному желанию. Между ним и Екатериной Герасимовой возникает большое чувство, которое они не могли и, наверное, не захотели скрывать. Им было по сорок лет, а в сорок лет, как скажет спустя два десятилетия героиня фильма «Москва слезам не верит», жизнь только начинается. Это теперь пятидесятилетний губернатор может с самолёта осыпать розами свою юную супругу. А тогда…
Поповского освободили на пленуме райкома партии. Новость, конечно, обсуждали все. Помню, в редакцию заглянул один из участников того пленума. Мы его хорошо знали: сам он никогда не упускал случая «сходить налево». Пустился разглагольствовать о том, что гулять надо с умом:
– Мог бы и не признаться или покаяться, отказаться, вернуться в семью. И остался бы первым.
Его оборвали:
– А мы ещё больше зауважали Поповского – он оказался мужиком настоящим.
Поповского и Герасимову направили в Апшеронск. Так наш район лишился двух незаурядных личностей, которые могли бы, поработай они ещё несколько лет на этих должностях, принести ему большую пользу. 32 года они вместе. Будучи в Апшеронске, я поинтересовался у своих коллег, знают ли они Поповского:
– Знаем – город небольшой. Вячеслав Иванович, когда работал, был активным во многих делах. А сейчас – он известный в Апшеронске грибник и страстный футбольный болельщик. Болеет за наш «Труд», но, когда приезжает ваш «Колос», «Труду», конечно, изменяет.
Живут супруги-пенсионеры в пятиэтажном доме в небольшой двухкомнатной квартире. Скромная мебель. Ничего из роскоши. Пенсии у них не персональные, а обычные, российские. Выручают огород за городом да грибы в лесу, которые Поповский, несмотря на проблемы со здоровьем (пару лет назад он перенёс тяжёлую операцию), собирает, солит, маринует.
Оба искренне обрадовались моему нежданному визиту. Наперебой расспрашивали о Павловской, где прошли их лучшие годы. Память у Вячеслава Ивановича оказалась удивительной. Он вспомнил всех, с кем работал в райкоме, вспомнил руководителей и специалистов районных учреждений, хозяйств и предприятий. Беседовали мы более двух часов. Мне пришлось рассказать о многих павловчанах – о тех, кто здравствует, и о тех, кого нет в живых.
Прощаясь, Поповский попросил:
– Передайте привет всем, кто ещё помнит меня.
В. Зинченко.
Послесловие автора
Пожалуй, не одна моя публикация не вызвала такого читательского резонанса, как о Поповском. Звонили те, кто знал Вячеслава Ивановича, кто работал под его руководством. Благодарили газету за то, что вспомнили этого яркого неординарного человека…
8 июня 2000 года «Единство» опубликовало подборку читательских откликов на статью, среди их авторов были Елена Гаген, заслуженный работник культуры РСФСР, Пётр Ризель, педагог, историк, краевед, Любовь Ващенко, учительница из Атаманской. Каждому было что сказать о Вячеславе Ивановиче, так много сделавшего за короткий срок для Павловской и всего района.
Статью перепечатала газета Апшеронского района. И тоже, как и наше «Единство», получила много читательских отзывов.
После публикации я регулярно звонил Вячеславу Ивановичу, интересовался его настроением, здоровьем. А один-два раза в году, когда ехал в Апшеронский район или Адыгею, навещал его. Он всегда с интересом расспрашивал о Павловской, о людях, с кем пришлось работать.
Судьба отвела ему ещё девять лет жизни. Очень нелёгкой. Он сильно болел, ухаживала за ним супруга Екатерина Петровна. Вдвоём переживали скоропостижную смерть её младшего сына, но она не пережила и вскоре ушла в мир иной. Поповского навещали овдовевшая невестка и внуки Герасимовой. Скончался Вячеслав Иванович 6 апреля 2009 года. Похоронили его скромно на местном кладбище.(«Единство», 16 мая 2000 года).