В ночь на 10 ноября 1980 года на подворье Валентины Васильевны и Виталия Дмитриевича Шкуринских звучала музыка: шумно и весело провожали в армию единственного сына Валерия. В то время все были твёрдо убеждены, что служба мальчишкам дает возможность повзрослеть, набраться ума. А наш призывник надеялся, что сбудется его мечта, о которой ещё в третьем классе написал в сочинении – стать моряком, как и служивший на флоте отец.
…И вот молодой моряк прибыл на крейсер «Михаил Кутузов», который в шутку называли «Крымской Авророй». На судне находилась школа боцманов. До сих пор Валерий вспоминает, как привыкал к распорядку и порядку. Надо на зубок выучить оборудование корабля, правила поведения: если место для курения расположено на корме, то идти туда надо только по левому борту, а возвращаться по правому; где спать, где стоять, как вести себя с начальством и старослужащими. Кроме того, не реже двух раз в неделю приходилось рано вставать – чистить картошку. Приготовить еду на 900 человек команды – это вам не шутки.
Но на то она и молодость, чтобы с лёгкостью преодолевать любые трудности. Сообразительный станичный парень быстро постиг армейскую науку – хоть среди ночи разбуди, ответит на любой вопрос. За хорошую успеваемость нашего земляка оставили ещё на три месяца на «Кутузове», а тут и первое звание подоспело – старшина. Через полгода отправили Шкуринского на опытное судно ОС-90. Корабль построен в 1980 году, с хорошим оснащением и приличными условиями для жизни. На два с половиной года он стал для Валерия родным домом. Корабль предназначался для испытания оружия. Так что объект засекреченный, а в составе экипажа присутствовали учёные из Москвы, Ленинграда, Киева. Если выходили в море, то обязательно с конвоем. В чужие порты не заходили.
…Боцману Шкуринскому приходилось следить за порядком, чистотой на корабле. Всё должно блестеть: палуба, кубрики, медные иллюминаторы, ежедневно натиравшиеся до сияния. Кормили на корабле хорошо: четырёхразовое питание, работал буфет. Дедовщины в нынешнем понимании не было. Старослужащие воспитывали молодёжь за провинности таким образом: разбудив в два часа ночи, отправляли в машинное отделение подтереть масло, а это только добавляло ума «зеленым» матросам. Стирки чужих носков, драк не было, зато точно имелась настоящая морская дружба. Посылку из дома делили на всех, даже если доставалось по половине конфеты.
Состав экипажа был многонациональным, со многими сослуживцами Валерий общается до сих пор, в том числе и с командиром капитаном 3-го ранга Сергеем Николаевичем Коптевым, который ненамного старше подчинённых. Друзья живут в Украине, Питере, Москве. Святое дело поздравить друг друга с праздником…
У Валерия была возможность остаться в Севастополе, но всё-таки выбрал гражданскую жизнь. О службе нашего земляка сами за себя говорят присвоенные ему звания и знаки отличия: на груди старшины первой статьи Шкуринского, вернувшегося домой ровно через три года, красовались значки «Отличник Военно-морского флота» и «За дальний поход».
Устроился работать в родной колхоз водителем, где трудились родители. Женился, воспитал троих сыновей. Глядя на династию Шкуринских, с уверенностью скажу, что положительный пример родителей – главное в воспитании детей. Старший сын Сергей после суворовского училища с отличием окончил Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко. Сам попросился на Дальний Восток. Там заметили способного офицера и командировали в Москву в Главное управление Министерства обороны РФ. Сейчас он капитан, заканчивает адъюнктуру в том же Краснодарском ВВУ. Средний Александр уже давно привлёк внимание и жителей Атаманской, и Павловского района, и Кубани, особенно болельщиков. Он – наша гордость, член мужской сборной России по гандболу, участвовал в недавнем чемпионате мира во Франции. За дубль краснодарского гандбольного клуба СКИФ играет и младший Шкуринский – Евгений. Силе характера, выносливости, ответственности в любом деле, на любом месте парни научились у отца, а тот научился этому в том числе на воинской службе.
Н. Селихова.
Ст. Атаманская.