Мне хотелось рассказать о Беляеве Василии Евсеевиче, бывшем ординарце героя Гражданской войны Д.П. Жлобы.

Свою службу в Красной Армии Василий Беляев начал в Тихорецком коммунистическом полку, куда поступил весной 1918 года из стройбата старой армии. В составе этого полка Василий дрался против Корнилова, Краснова и Деникина. С этим полком он попал и в Стальную дивизию Жлобы.

Более трёх лет провёл Василий в походах с Д.П. Жлобой. Свыше 20 тысяч километров исколесили они по фронтам Гражданской войны. Приходилось делить и радость, и невзгоды, торжествовать по случаю побед и оплакивать поражения. В задачу Василия входило бдительно оберегать начдива. Белые хорошо знали Жлобу, его талант и популярность.

В 1919 году белогвардейский журнал «Донская волна» писал о Жлобе в связи с победой Стальной дивизии: «Получив приказ, он сделал все распоряжения совершенно самостоятельно, выбрав направление удара, избрал для него время и нанёс громовой удар в тыл и отчасти во фланг нашим войскам». Поэтому неудивительно, что уже в 1918 году белое командование пыталось захватить Жлобу. Оно пообещало за его голову 10000 рублей. Отсюда видно, какая огромная ответственность ложилась на Василия по охране начдива.

Бывали случаи, когда после длительных рейдов в тылу врага, во вражеской среде, Жлоба, выбившись из сил, крепко засыпал. В это время Василий бдительно охранял начдива, кормил лошадей и готовил фаэтон, а в момент внезапного нападения белых буквально из-под носа у них увозил Жлобу, отстреливаясь от преследовавших их беляков.

Д.П. Жлоба тоже высоко ценил Василия за бдительность и труд и любил его бесконечно. Между ними сложились отношения как между отцом и сыном.

Во время похода Стальной дивизии в октябре 1918 года Василий – участник ночного боя в Петровском на Ставрополье и под Большими Чапурниками около Царицына. Три месяца он сражался в рядах Стальной дивизии, защищая город-крепость на Волге.

Весной 1919 года Василий вместе с начдивом участвовал в боях в Астраханских степях и на Маныче. В июле этого года он громил беляков под Балашовом.

В августе 1919 года партизанская бригада Жлобы уничтожила вражескую дивизию, после чего командование белых отдало приказ не вступать в открытый бой со жлобинцами, а действовать хитростью. Этот приказ был перехвачен разведкой Жлобы вместе с вестовым. Воспользовавшись этим приказом, Жлоба внезапно атаковал белых.

Осенью 1919 года под мощными ударами Красной Армии белые откатывались на юг. Партизанская бригада успешно преследовала врага в направлении Лихой и Новочеркасска. В одном из селений случайно задержалась большая группа белых офицеров. Василий, полагая, что это какая-то наша часть, рысцой выкатил на площадь. Фаэтон Жлобы оказался в кругу белых офицеров. Но за Жлобой двигались две тачанки со штабными работниками и группа ординарцев во главе с командиром Сергучевым. Жлоба выхватил маузер, крикнул Сергучеву: «Руби!». А сам с Василием в упор начал расстреливать белых. Штабники Андрей Ермаков и Кузьма Бондарь открыли огонь из «Льюиса». Большая группа белых была уничтожена. Позже Жлоба подшучивал над Василием:

– Как это ты ухитрился привезти меня прямо в руки белых?

На что Василий отвечал:

– Под вашим командованием, товарищ начдив.

В январе и марте 1920 года партизанская бригада Жлобы громила белых под Новочеркасском, на Маныче и Кубани.

С 24 февраля Жлоба командовал уже корпусом. Вместе с ним служил и Василий Беляев. 10 марта была освобождена  станица Павловская. 18 марта 1920 года жлобинцы штурмом взяли Екатеринодар.

Летом 1920 года Василий вместе с начдивом Д.П. Жлобой преследовал белый десант Назарова, настигнутый на Дону. В начале 1921 года в составе 18 дивизии он бил белых на Кавказе.

В августе 1921 года Д.П. Жлоба выходит в резерв и поселяется в Павловской. Туда же прибыл и Василий.

В 1922 году Василий демобилизуется и возвращается в свою родную станицу Новорождественскую. В 1929 году по зову начальника «Плавстроя» Д.П. Жлобы на стройку прибыло 250 бывших партизан. Среди них был и ординарец В.Е. Беляев.

Д.П. Жлоба со своими соратниками-партизанами пошёл в наступление на плавни. Уже в первый год после осушения был получен урожай по 200 пудов пшеницы и по 250 пудов овса и ячменя. В этом была частица труда и ординарца Василия Беляева.

Т. Катречко,

доцент. («Путь к коммунизму»,  № 23, 22 февраля  1977 года).