В 2017 году 19 сентября исполнится 120 лет со дня рождения заслуженного врача РСФСР, кавалера ордена Ленина Онисифора Андреевича Ефимова. Прекрасный хирург спас жизни не одному десятку земляков. Был и хорошим организатором, администратором, работал главным врачом Новолеушковской участковой больницы. В 50-60-е годы она была одной из лучших на севере Кубани по уровню медобслуживания населения.

В Павловской живет дочь Онисифора Андреевича  – Кира, а в Новолеушковской – сын Аскольд. Он хоть и младший из четверых детей врача Ефимова, но в этом году ему исполнится 87 лет.  

Аскольд Онисифорович Ефимов (на снимке) очень похож на своего отца, но по профессии не медработник, а инженер- гидротехник. 10 лет создавал орошаемые участки на Кубани, вернулся в район, работал в «Мелиоводстрое», затем на строи- тельном участке местного колхоза. Его супруга Галина Никола- евна, врач-рентгенолог, их сын – Андрей Аскольдович, терапевт, анестезиолог, работал в медучреждениях Кубани, а в настоящее время практикует в Новолеушковской. В Павловской живет и дочь нашего героя Кира Онисифоровна. Она всю жизнь проработала на сахарном заводе начальником смены, технологом, начальником отдела труда и заработной платы. Пользовалась огромным уважением в коллективе. Гор- дится своим отцом и чтит его память. 5 мая Кире Онисифоровне исполнилось 89 лет. Желаем ей доброго здравия и оптимизма.

С Аскольдом Онисифоровичем я и встретилась во время одной из поездок в эту станицу. Мы беседовали в доме, что располагается рядом с больничным комплексом. В нем последние годы жил и сам О.А. Ефимов, а теперь – его сын с супругой и внук.

Здесь всё буквально дышит памятью о прежнем хозяине: и мебель, и большая библиотека с книгами по медицине, помеченные личным экслибрисом, и многочисленные фотоальбомы. Показывая старые фотографии, немного волнуясь, Аскольд Онисифорович рассказывал об отце.

Крестьянский сын

Родился Онисифор Андреевич 19 сентября 1897 года в селе Иваново Цивильского района Чувашии. В семье, кроме него, воспитывались еще пятеро детей. Дед и отец (в прошлом крестьяне), получив подъемные средства от царского правительства по программе по освоению новых земель, переселились на волжские берега из Рязанской области. Деда взяли ямщиком на почту, а отца – почтальоном.   Детям, как ни трудно было, постарались дать образование.

Онисифор после приходской школы окончил реальное училище, а затем, как и сестра Ариадна, решил стать медиком. В самый переломный год – 1917-й – поступил в Казанский университет на медицинский факультет. Одновременно с учебой два года (с 1918-го по 1920 год) служил в Казанском военном окружном госпитале  в инфекционном отделении. Причем денежного довольствия не было – вместо зарплаты просто кормили.

В госпитале работала медсестрой и его будущая жена – Александра Васильевна. Она тоже, хоть и не из «благородных», но училась в женской гимназии, знала два языка – французский и немецкий. Окончив курсы сестер милосердия, совсем юной во время Первой мировой войны оказалась в Петрограде, где в госпитале ухаживала за ранеными солдатами. Из революционного города вернулась обратно, к родственникам в Казань.

Вниз по Волге

В 1922 году Онисифор Андреевич получил диплом. Молодые супруги сели на пароход и отправились искать места посытнее. Остановились на Кубани. Сначала оказались в Выселковском районе, а с 1924-го обосновались в Новолеушковском. В амбулатории станицы уже работали фельдшер и три медсестры. Доктора, впрочем, как и любого другого чужака, поначалу встретили с недоверием, но, изучив диплом и другие документы, приняли в штат. Оперировать ему пришлось буквально с первого дня работы.

Постепенно казаки зауважали молодого доктора, видели, что он готов был оказать помощь в любую минуту всем, кто в ней нуждается. Не осталась незамеченной и простота в повседневной жизни.

На Новолеушковский, Павловский и Тихорецкий районы в те годы приходилось всего лишь три хирурга, часто на плановую операцию   на линейке, запряженной лошадьми, доктора ездили друг к другу, чтобы ассистировать.

Новолеушковская до войны была намного больше, чем сегодня.   Амбулатории для оказания полноценной медицинской помощи всему населению было явно недостаточно.

При деятельном участии Онисифора Андреевича и под его руководством были организованы и открыты роддом, гинекологическое и хирургическое отделения, травмпункт, появился патологоанатомический стол. И поныне в строениях, которые были возведены в 30-х годах прошлого века, расположена участковая больница.

Вставай, страна огромная

«Неправда, что к предстоящей войне с фашистами Советский Союз не готовился, –  продолжает Аскольд Онисифорович. –   За несколько месяцев до нападения немецкой армии главных врачей больниц   направляли на учебу, где рассказывали об организации работы полевых госпиталей и о военно-полевой хирургии.   Среди тех, кто читал лекции по анестезиологии в группе, где занимался О.А. Ефимов, был и знаменитый хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)».

Книгой этого ученого и священника «Очерки по гнойной хирургии», которую доктор приобрел спустя десятилетия, в 1956 году, он очень дорожил.

Весть о начале войны застала Онисифора Андреевича во время экстренной операции. Получив повестку, в течение суток сдал пост и ушел на фронт. Дома остались жена (она преподавала в школе немецкий язык) и четверо детей: Алевтина (1923 г.р.), Рогнеда (1926), Кира (1928) и Аскольд (1930).

Плен

Госпиталь, который принял О.А. Ефимов, дислоцировался на Западной Украине. С первых дней войны он стал полевым – перемещался с отступающими частями Красной Армии до самого Киева. Уже 11 июля враг был на подступах к городу. Сдавать его никто не собирался, готовились к обороне, но не успели сделать всё как следует. 70-дневные бои окончились поражением Красной Армии. В середине сентября 1941-го немцы вошли в город.

Со скальпелем в руках во время экстренной операции   Онисифор Андреевич услышал в свой адрес «Хенде хох». Немецкий солдат навел автомат, но дал закончить операцию. Дальше начался плен…

К партизанам

Около 200 тысяч пленных этапировали на Житомирщину. Шли пешком, ночевали под открытым небом, еда либо отсутствовала, либо была скудной. Однако и охрана была слабой. Вдоль дороги – лес, если кто-то осмеливался рвануть из общей колонны – в спину звучала автоматная очередь, но движение не останавливалось. Беглецов не ловили. Этим воспользовались многие. С двумя знакомыми командирами и старшиной бежал и майор медицинской службы Ефимов.

Направились к своим, по пути пришлось переплыть через Днепр.   Онисифор Андреевич из-за переохлаждения заболел и не смог идти дальше. Товарищи попали в партизанский отряд, а его, потерявшего сознание, на своем огороде нашла, а затем и выходила украинская крестьянка. Было это в селе Великие Багачки Полтавской области.

Здесь он жил и врачевал в местном медпункте два года оккупации. Книжку красноармейца надежно спрятал, а с помощью местного старосты (он был партизаном), правдами и неправдами справил новые документы. В лес   часто передавал медикаменты, бывало, что и лечил тяжелораненых   партизан.

Когда Полтавскую область освободили от фашистов, сохраненная книжка и связь с партизанским отрядом очень пригодились   во время проверки. Несколько месяцев разбирательств аукнулись и в далекой от этого места Кубани.

Сын полка

«Как хозяйничали в нашей станице немцы, я хорошо помню, – рассказывает Аскольд Онисифорович. – Мама свободно владела немецким. Ее приглашали как переводчика в комендатуру. Приглашали, правда, мягко сказано, заставляли переводить – будет точнее.

Она смогла отвести беду от двух семей. За одну из них поручилась, что они не евреи (ей поверили), а семью советского офицера предупредила, что за ними должны прийти. Те укрылись на другом конце Новолеушковской и уцелели».

Вот только не смогла   отвести грозу от себя. Тем более что пришла она с нежданной стороны. После освобождения района от оккупантов, в 1943-м стало известно, что отец был в плену. Её на восемь месяцев арестовали. Припомнили и биографию: знала немецкий,   переводила оккупантам, муж в плену…

«Я с сестрами остался без взрослых.   Маму забрали.   Тогда решил во что бы то ни стало разыскать отца, и отправился на Украину, где еще шли бои. Прибился к какой-то воинской части, был немного сыном полка, а потом таких, как я, собрали. Всех оформили в суворовские училища, а меня решили отправить к родственникам. Написали запрос по месту жительства. А там уже и мама была дома, и отец прислал письмо с фронта, в котором сообщил, что его восстановили, правда понизили в звании, и что он снова вернулся в строй».

Воздушно-десантный батальон

С 24 октября 1943 года и до конца войны гвардии капитан медслужбы Ефимов воевал в составе 9-й гвардейской воздушно-десантной Полтавской Краснознаменной и ордена Суворова дивизии, где был командиром операционно-перевязочного взвода 2-го отдельного медсанбата.

«У отца как у бойца десантного подразделения был даже значок парашютиста, – рассказывает Аскольд Онисифорович. – Правда никаких цифр с количеством прыжков на нем не было, поскольку десантироваться за годы войны не пришлось. Зато их медсанбат дважды перебрасывали к новому месту воздушным транспортом».

В составе соединений Второго Украинского фронта О.А. Ефимов принял участие в Курской битве, освобождал Белгород, Харьков, Западную Украину, воевал в Польше, Австрии, Германии и Чехословакии. А во время Сандомирско-Силезской наступательной операции в начале 1945-го совершил подвиг, за который получил орден Красной Звезды.

Наградной лист

На сайте «Память народа» Министерства обороны РФ есть наградной лист с описанием подвига нашего земляка. В документе, подписанном командиром медсанбата майором Головиным, говорится (орфография и стилистика оригинала): «Товарищ Ефимов, как командир операционно-перевязочного взвода, во время боевых операций дивизии с 12 января по 23 февраля 1945 года сумел так организовать работу операционного-перевязочного взвода, что последний обрабатывал до 350 человек в сутки.

Как ведущий хирург т. Ефимов является квалифицированным специалистом в области полостных операций. В дни большого наступления т. Ефимов без отдыха оперировал раненых в течение нескольких суток, не отходя от операционного стола.

За время с 12 января по 23 февраля им произведено 32 сложных полостных операций по поводу ранения в живот, <…> и 30 операций по поводу проникающих ранений грудной клетки.

Являясь не только врачом, но и как истинный патриот т. Ефимов несмотря на свой преклонный возраст (ему было тогда 46 лет. – Ред.) только за последнюю операцию дал для наиболее тяжелораненых 600 гр. собственной крови и тем самым спас жизнь Героя Советского Союза гв. полковнику Слюсаренко и гвардии майора Сочневу.

Сотни бойцов и офицеров дивизии обязаны своей жизнью искусству и знаниям ведущего хирурга т. Ефимова.

За самоотверженную работу в деле спасения жизней раненых бойцов и офицеров, за хорошую организацию работы опера­ционно-перевя­зочного взвода гв. капитан м/с Ефимов достоин правительственной награды – ордена «Красная звезда». 25 февраля 1945 года».

Операция Захару Карповичу Слюсаренко была сделана столь профессионально, что полковник   не остался на долечивание в госпитале, а продолжил воевать и через пару месяцев при штурме Берлина стал дважды Героем Советского Союза, а затем получил и звание генерал-лейтенанта танковых войск.

«Отец едва не попал в плен во второй раз, – продолжает рассказ Аскольд Онисифорович. –   Вместо скальпеля пришлось взять в руки автомат, когда под Прагой, куда их госпиталь десантировали в последние дни войны, с тыла неожиданно появились враги. Это два   немецких корпуса отступали сдаваться в американскую зону. Но обошлось, бой не завязался».

В столице Чехии О.А. Ефимов служил до 1947 года. Демобилизовался, вернулся на Кубань.

Заслуженный врач

В мирные годы Онисифор Андреевич снова работал главным врачом в Новолеушковской. Еще одно отделение добавилось к больнице – туберкулезное, поскольку после войны резко возросло число больных с этим диаг­нозом. И снова он сумел так сплотить коллектив и организовать его работу, что   о больнице знали не только в районе, но и в крае.

За организаторские способности и профессионализм в 1958 году О.А. Ефимову было присвоено звание заслуженного врача РСФСР, а через два года Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден орденом Ленина.

В свете софитов

Четыре года войны неизменно напоминали о себе. Порой неожиданным образом. В 80-х годах Киевская киностудия сняла цикл документальных фильмов о партизанском движении.   Героем одного из них – «Как родного» – стали Онисифор Андреевич и Олжобай Орозбаев (участник партизанского отряда, киргиз по национальности, написавший в 1979-м книгу «Мост как волосок» об этом партизанском отряде).  

Перед кинокамерами прошла встреча через несколько десятилетий после знакомства украинской крестьянки, спасшей Ефимова (как оказалось, не только его), с другими ветера­нами-­партизанами, а также митинги с жителями тех мест.

Эту ленту показывали в кинотеатрах страны. Когда   она оказалась в Новолеушковской, посмотреть на земляка пришла едва ли не вся станица.

В другой книге «Дневник хирурга» А.А. Вишневского (медика и сына автора знаменитой антисептической мази)   тоже есть упоминание о хирургической службе госпиталя, которую возглавлял О.А. Ефимов, как одной из лучших на тот момент.

Жил медициной

Даже став дважды орденоносцем, героем киноленты и книг, Онисифор Андреевич по-прежнему был неприхотлив в быту (жил в маленьком флигеле при больнице, и только в последние годы жизни переселился в более просторное здание).

Был очень внимателен к землякам. Мог прийти в любое подразделение базового   колхоза и проверить условия, в которых работают и питаются люди. Работал   и после выхода на пенсию много лет (главным врачом, а затем, в силу возраста, исполнял обязанности заместителя главного врача).

В 1976-м похоронил жену, дождался троих внуков и троих правнуков. Не стало его 22  февраля 1995-го.

До сих пор благодарные жители помнят О.А. Ефимова и чтут его память.

С. Касьян.