Последние несколько лет мы узнаем неизвестные ранее факты о нашей истории, в основном раннего советского периода. Битва под станицей Егорлыкской в этом ряду. Правда, почему-то в «Единстве» несколько раз указывалась неправильная дата названного сражения – 1919 год, в том числе – и в недавней публикации «Вспомнили всех поименно» (№ 36 газеты).
На самом деле бои за Егорлыкскую имели место в феврале 1920 года, о чем сообщил № 11 за 2016 год «Вестника архивиста» (журнал имеется в архивном отделе МО Павловский район). Интернет тоже поможет в этом. На одном из сайтов есть статья С. Сазонова «Егорлыкское сражение». Она объемна. Приведу выдержки, которые без прикрас рисуют картину.
22 февраля 1920 года красные, разгромив конницу генерала Павлова, которая от морозов потеряла подвижность под станцией Торговой, пленили гренадер Кубанского корпуса и овладели селом Белая Глина. Командир белых генерал Кыржановский в следующем бою пустил себе пулю в лоб. Бригада Патоличева при поддержке пехоты и конницы Буденного опрокинули 4 и 2 Донские корпуса и двинулись к Егорлыкской.
26 февраля резко потеплело, и при сильной распутице началась битва с участием 25 тысяч клинков с обеих сторон. Красная пехота столкнулась с пластунами Чернецова, их на фланге прикрывала кавалерия Павлова. Две красные дивизии сбили белую конницу, но отступили под пулеметами. Тут же в атаку пошел офицерский полк, но 4-я дивизия красных порубила противника саблями. После подкрепления к вечеру опять сошлись в бою две силы. Жестокая рубка без передышки длилась несколько часов. И после полуночи, к утру 27 февраля красные взяли Егорлыкскую. Сражение за эту донскую станицу стало началом общей катастрофы Белого движения.
И хорошо, что спустя почти век в ходе Незамаевских поминовений говорят об этой дате, перечисляют земляков, погибших с обеих сторон под Егорлыкской.
В упомянутой выше статье вскользь коснулись и голодомора, и решения о занесении на «черную доску» Незамаевской. Замечу, что станица вместе с Полтавской первой попала в немилость советских властей. Северо-Кавказский крайком ВКП(б) принял соответствующее постановление уже 24 ноября 1932 года. А до начала 1933 года к двум добавилось еще 13 (!) станиц. Это Мешковская и Боковская на Дону, а также Новорождественская, Ладожская, Медведовская, Темиргоевская, Ново- и Стародеревянковская, Уманская, Урупская, Платнировская, Старощербиновская, Шкуринская на Кубани. Постановления на их счет регулярно публиковала краевая газета «Молот». Подробности – в статье С.В. Наумова «Черные доски» (Flan-kazar.ru).
Л. Репенецкая, председатель районного общества историков-архивистов.