Всю войну прошел павловчанин Андрей Павлович РОЙ.

Родился он в 1919 году, в трудное послереволюционное время. Большая семья выживала за счет домашнего хозяйства и огорода, трудились круглый год. Сложности жизни закалили парня, тем более родители держали детей в строгости, старались воспитать ребят добросовестными и исполнительными.

В Красную Армию Андрей отправился служить в 1939 году. Когда надвинулась беда на родную землю, он уже был подготовленным солдатом, владевшим оружием, умевшим водить полуторку.

Заряжающий батареи А.П. Рой прошел боевыми путями-дорожками в составе 276-го полка 77-й стрелковой Симферопольской Красно­знаменной дивизии имени Серго Орджоникидзе. Судьба и Господь хранили рядового. Ни одного ранения. Не зря носил он всегда с собой иконку.

В одном из боев в Крыму в районе Сапун-горы 7 мая 1944 года, действуя в составе своего расчета, подавил огонь противотанковой пушки, двух станковых пулеметов в дзотах, рассеял и частично уничтожил до взвода немецких пехотинцев. За проявленное мужество он тогда был награжден орденом Славы III степени.

Довелось земляку освобождать и Латвию в августе 1944 года. И там за храбрость, проявленную близ г. Силучи, наградили его орденом Красной Звезды. А за успешный бой и выполнение поставленной задачи в литовском городке Скуодас в октябре того же года его представили к ордену Отечественной войны II степени и к званию ефрейтора. А потом к этим наградам добавилась и медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»…

После возвращения домой Андрей Павлович пошел работать в колхоз «За мир и труд». У них с женой Анастасией Ильиничной выросли трое детей.

К сожалению, в возрасте 81 года фронтовика и большого труженика не стало, но дети и внуки помнят родного героя, с гордостью несут его фотопортрет в колонне «Бессмертного полка». Он как прежде в строю. Мы все в неоплатном долгу перед солдатами, освободившими мир от фашистской чумы. Вечная им слава…

***

Вспомнить сегодня хочу и о ровеснике А.П. Роя, о котором когда-то написал в газете «Единство» журналист

А.Ю. Родионов. Павел Ильич КУРОВСКИЙ родом с хутора Междуреченского.

Был первым ребенком. Вскоре семья перебралась на хутор Пушкина-2, где у отца жили братья. На новом месте у Куровских родились еще трое детей. Самому старшему Паше пришлось закончить лишь пять классов, дальше надо было помогать родителям поднимать младших. Работал на колхозной пасеке, весовщиком в МТС.

До армии женился, сына даже понянчить успел. Уходя на службу, не предполагал, что увидит его только через долгих семь лет.

Война застала командира зенитного орудия под Львовом. Там на полигоне готовились к учебным стрельбам. 22 июня 1941 года пришлось вступить в настоящий бой. Долго собиралось артиллерийское начальство, ведь выходные дни, многие уехали в город. В полк на легковушке примчался старший офицер – летчик с соседнего аэродрома. Размахивая пистолетом, стал кричать, что летящие в небе немецкие самолёты – не провокация, а война. Наших в воздухе нет, их машины сожгли пару часов назад прямо на земле. Так что зенитчики быстро вступили на боевую вахту. Пока собралось полностью начальство, полтора десятка самолетов сбили…

Потом было отступление полка ПВО до Житомира. Через несколько дней эшелонами отправили в сторону Ленинграда. Но близ Торопца поступил приказ разгружаться. Сняли приборы с орудий, чтобы стрелять по наземным целям.

Этот первый бой на переправе Павел Ильич помнил всю жизнь. По мосту переправлялась колонна вражеских танков. Их экс-зенитчики и разбомбили.

После контрнаступления под Оршей полк Куровского переименовали в 3-й гвардейский истребительный противотанковый и включили в резерв Верховного Главнокомандующего. А это значило – воевать там, где особенно трудно. На дальние расстояния орудия переправляли транспортом, а вот ближе к передовой – только вручную, на себе. Сколько земли перекопали, снарядов перетаскали…

Участвовал хуторянин со своим расчетом в обороне Смоленска, Москвы. После на Брянщине конников-кубанцев, попавших в окружение, выручили.

…Исходил, исползал по болотам Белоруссии не одну сотню километров. Однажды «пушкари» успешно преодолели огромную топь. Местный житель поделился секретом. Оказывается, надо корову вперед пустить, та безошибочно по твердым местам идет. Так и поступили. Вслед за бурёнкой в болото в ступах, сделанных из веток, пошли сапёры. Они стлали гать из кустов и поваленных деревьев. По такой шевелящейся тонкой дорожке пошла пехота, артиллеристы руками толкали пушки…

За войну в его расчете трое погибли, самого ранило в руку. За боевые заслуги П.И. Куровского в разное время наградили орденами Красной Звезды, Отечественной войны двух степеней, Славы III степени, двумя медалями «За отвагу», а также «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга».

В группе I Прибалтийского фронта земляк должен был пройти по Красной площади во время Парада Победы в июне 1945 года. По рассказам фронтовика, часть отобранных солдат обосновалась в подмосковной деревне Хлебниково. Но через несколько дней объявили, что взяли только Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.

Вернувшись в полк, Павел занялся привычными делами. А тут как раз затеяли перевооружать батареи новыми орудиями. Выбрали несколько расчетов для испытаний. В том числе и Куровского. Нужно было провести успешно стрельбы, начальство пообещало хорошо показавших себя отпустить первыми домой. Вовремя заметивший плохо закрепленный прицельный прибор Павел смог накрыть мишени без особых проблем. Офицеры сдержали обещание, в 1946-м Куровский приехал на родной хутор. Работал парторгом, завклубом, потом бригадиром полеводческой бригады, заведовал фермой, был кузнецом и плотником.

А заветная мечта его исполнилась. В 1985 году в год 40-летия Победы шесть ветеранов из района пригласили в столицу на парад. Старший сержант Куровский прошагал в колонне ветеранов, он был правофланговым в первой шеренге «своего» фронта.

Н. Мышко,

председатель ветеранской организации ОАО «Племзавод «За мир и труд».