ДВЕНАДЦАТЬ ГЕРОЕВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА И ДВУХ ГЕРОЕВ ТРУДА КУБАНИ ДАЛА СТРАНЕ ПАВЛОВСКАЯ ЗЕМЛЯ. ТРОИХ ИЗ НИХ РАЙОН ПРЕДСТАВИЛ НА ЗВАНИЕ «ТРУДОВОЕ ИМЯ КУБАНИ». АКЦИЯ ПРОВОДИТСЯ В ЧЕСТЬ 80-ЛЕТИЯ КРАЯ. В СЛАВНОЙ ПЛЕЯДЕ ПРЕТЕНДЕНТОВ – И КОРЕННОЙ НОВОПЛАСТУНОВЕЦ ПЕТР НИКИТОВИЧ СТРАТИЕНКО (1916-1989).
Его более четверти века нет с нами. Но станичники и сейчас вспоминают с уважением бывшего председателя, хотя порой спорили с ним, получали на орехи за ошибки. Однако чаша сделанного на общее благо оказалась весомее личных недомолвок, разногласий. Да и как иначе! Если посчитать, сколько всего успел сделать, построить, переиначить на новый лад Петр Никитович. Он умел без грубого окрика зажечь колхозников идеей, организовать на работу без выходных и праздников.
В 1950-м П.Н. Стратиенко доверили возглавить укрупненный колхоз им. Калинина, приняв под крыло соседние более мелкие хозяйства – «Красный боец», «Путь Ленина», им. Димитрова, «Заря», «Урожайный». И почти 6 пятилеток, как опытный капитан, стоял у руля общественного корабля Петр Никитович. За это время были не только благоустроены или возведены заново полевые станы и животноводческие корпуса, но и построены мельница, маслобойня, автогараж, центральная столовая, мастерские по ремонту тракторов, контора и десятка два производственных помещений. Возвели при Стратиенко и ряд социальных объектов. Это больница, детсад, здание сельсовета с радиоузлом и почтой, средняя школа, Дом культуры…
Накануне 1952 года колхозники запустили на реке Челбас собственную ГЭС, позже построили теплоэлектростанцию. Вслед за электричеством на производственные точки и в дома селян пришла артезианская вода. В асфальт стали одеваться улицы.
Эти блага цивилизации стали для нас привычными, а в 50-60-е годы воспринимались как новинка. И колхозники радовались переменам, веря, что не ошиблись в выборе председателя.
Возможно, сыграло роль и то, что Петр Никитович был опытным агрономом, умелым хозяйственником. И не зря удостоился золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина. В 1949 году сразу 5 новопластуновцев вместе со званием Героя Социалистического Труда получили такие награды. Это был председатель колхоза А.Ф. Пернакий, главный агроном П.Н. Стратиенко, его брат бригадир тракторной бригады МТС И.Н. Стратиенко, бригадир полеводов Ф.С. Сергиенко, звеньевой Н.Ф. Дубина.
После засухи 1947 года колхозники посеяли осенью озимую пшеницу с применением удобрений, весной вели хороший уход. И на полях первой бригады колос оказался наиболее полновесным. За высокий урожай специалисты были отмечены особо – награды получали в Кремле.
Петр Никитович вспоминал, что перед тем, как выйти за золотой медалью, сидел в зале и перебирал в памяти пережитое. Со слов матери Марии Федотовны знал: отец Никита Тимофеевич никогда не поступался принципами, был честным тружеником. За сочувствие большевикам осенью 1918-го принял смерть от рук белоказаков. Чуть позже вдове, оставшейся с тремя детьми, чудом удалось избежать такой же расправы. Мария всю жизнь была работящей и к тому же общественницей. Избирали её депутатом крайсовета, назначали уполномоченной по коллективизации.
Нет, не стыдно было Петру держать мысленный отчет перед родителями. Тягу к земле от них унаследовал, окончил сельхозтехникум, в агрономы пошел. А тут война. Последние её аккорды на Дальнем Востоке особо затронули П.Н. Стратиенко. Освобождал он от японских войск Корею и получил тяжелое ранение. Можно сказать, с того света вытащила бойца девушка-кореянка. И Петр женился на своей спасительнице. Вместе стали на Кубани жить-поживать, добра наживать.
Стремление опережать время, быть на шаг дальше других отличало Петра Никитовича. О первой ГЭС на реке я уже упоминала. Оборудование для неё председатель добывал в Москве, где жил с полгода, являясь членом Центральной избирательной комиссии по выборам в Верховный Совет РСФСР. А когда были отданы указания свыше растить хлопчатник, новопластуновцы стали в районе лидерами по его урожайности. Развернулось на Кубани движение за высокую культуры земледелия – и снова колхоз им. Калинина не подкачал. В числе первых получил звание хозяйства высокой культуры земледелия с занесением на краевую Доску почета. Сам председатель удостоился грамоты Президиума Верховного Совета СССР.
Но кичиться заслугами, орденами, медалями П.Н. Стратиенко не любил, как и того, чтобы его восхваляли газеты. Особо настойчивым журналистам председатель говорил: «Ничего выдающегося не делаю, выполняю то, что доверили мне станичники». И в этой фразе – весь Петр Никитович, память о котором ни тогда, ни сейчас никак не увековечена. Жаль.
Л. Ермак.