Сделать детей счастливыми, здоровыми – главная забота педагогов и родителей. Но есть одно качество, которое не помешает нашему юному поколению. Жизнестойкость – это способность достаточно легко преодолевать трудности, изменения и умение приспосабливаться к ним.
Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего самоконтроля. Такие ребята легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от занятия к занятию, умея довести дело до логического завершения. К людям относятся с состраданием и симпатией. Они активны, инициативны, ответственны, не обделены чувством юмора.
ПЯТЬ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ:
1. Высокая адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно в обществе сверстников и среди взрослых. Они умеют расположить к себе.
2. Уверенность. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.
3. Независимость. Они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние.
4. Стремление к достижениям. Такие дети стараются демонстрировать высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.
5. Ограниченность контактов. Обычно дружеские и родственные связи этих детей не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности.
Жизнестойкие дети в стрессовых ситуациях ищут поддержку и помощь у близких и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и волнения естественны и что они – скорее возможность для роста, чем риск, угроза благополучию.
КАК МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ
Нужно нацеливать дочерей и сыновей всегда быть в курсе событий, находить контакт с людьми, посвящать максимум усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Кроме того, необходимо учить ребёнка влиять на исход событий. Если же ситуация не поддается никакому воздействию, то принимать её такой, как есть, изменив свое отношение к ней, переоценив происходящее. Научить ребёнка верить в то, что стрессы и перемены – это естественная часть жизни, что любая ситуация – как минимум ценный опыт.
Создайте в семье обстановку самоуважения, развития интересов, навыков, увлечений. Постоянно подчеркивайте значимость семьи, развивайте чувство гордости и родства. Не забывайте поощрять самостоятельность, предоставлять возможность выбора при поддержке. Останавливайтесь, если разгорается скандал. Заставляйте себя замолчать, даже сознавая правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен.
Не требуйте стремиться к недостижимым целям. Может быть, те результаты, которые сейчас показывает ваш ребенок, – его планка. Уважайте его, его мнение, потому что он – уже личность.
Ясно и четко формулируйте правила и требуйте их соблюдения. Предоставляйте детям возможность открыто выражать чувства. Внимательно следите за внезапным изменением поведения и настроения.
Помните! Уверенный в себе подросток, который знает как выстоять в разных ситуациях, никогда не захочет лишить себя жизни и не подвергнется негативному влиянию посторонних, его не так легко заставить попробовать наркотик или спиртное.
Уважаемые родители! Не забывайте, что вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам (психологу, педагогу, психиатру), которые помогут понять сокровенные чувства, потребности и ожидания подростка.
(Материал подготовлен управлением образования администрации Павловского района).