Этот сторожевой корабль он покинул навсегда старшиной I статьи. Именно до такого звания дослужился за три флотских года житель Атаманской Александр НОВИКОВ, в не очень давнем прошлом – глава одноименного поселения, ныне – начальник ремстройучастка на сахарном заводе. Его родной город – Ростов-на-Дону. На Кубани – с 1991 г.

Служил с 1978-го по 1981-й на дважды Краснознаменном Балтфлоте.
– Никогда не думал, что буду моряком, – признается Александр Анатольевич, – на службу призвали из Ростова. Когда узнал, что ждут меня три, а не два, как большинство, года, никаких особых сожалений не ощутил. По прошествии трех лет понял, как мне здорово повезло. По сей день так считаю. Флот воспитал во мне порядочного человека, научил преодолевать трудности.
Учебный отряд связи им. А.С. Попова, в котором прошли его первые полгода, находился в г. Ломоносове Ленинградской области. По окончании его стал радиометристом.
В г. Лиепае в Латвии у причальной стенки молодого специалиста ждал сторожевой корабль «Комсомолец Литвы». На нем – радиолокационная станция ФУТ-Н для обнаружения надводных и воздушных целей. Максимальная дальность обзора – 150 км. При каждой боевой тревоге Александр бежал к станции, включал её и пристально вглядывался во все, что появлялось на мониторах. В штиль или в шторм, когда всего выворачивает наизнанку, – не имеешь права ни на шаг отойти от своего штатного (по боевому расписанию) места. Ведь в условиях военных действий от тебя может зависеть судьба всего корабля! При обнаружении цели – немедленный доклад на командный пункт, в боевую рубку.
Длина его сторожевика – 101 м, ширина – 11, экипаж – 120 человек, вооружение – 100-мм орудие, 3-трубный торпедный аппарат, две установки РБУ (реактивного бомбометания) и малая зенитная артиллерия.
Через полтора года службы Новикова направили на учебу в г. Мамоново Калининградской области. По возвращении стал командиром отделения. Боевая служба продолжилась.
Ходили в основном по акватории Балтийского моря, выполняя время от времени учебные стрельбы. Все делали четко, поэтому никаких ЧП за все время не произошло.
В его кубрике – 17 моряков: радисты, радиометристы и артиллеристы. Состав многонациональный – от прибалтов до выходцев из Средней Азии. И все прекрасно понимают друг друга. Никаких раздоров и конфликтов. Спят в два яруса, иногда в три, занимая и рундуки, где хранится одежда.
Самые яркие впечатления старшины I-й статьи Новикова связаны с выходами корабля в море. Бескрайние морские дали порой просто завораживали.
Таллин, Рига, Лиепая, Ленинград, Калининград, Мамоново, Свиноустье в Польше – города, в которых он побывал за годы службы.
На Балтику с тех пор ни разу так и не попал, хотя желание такое неоднократно возникало, особенно – после снов о флоте: грезилось (не ему одному!), будто опять призывают его служить на корабль. И это – после десятилетий гражданской жизни!
Может, и соберется, наконец, в Лиепаю, давно ставшую иностранным городом и портом. Не так уж и далеко! Ведь в высшей степени интересно сравнить то, что было, с тем, что есть.
В последнее июльское воскресенье А.А. Новиков в очередной раз вспомнит свои флотские годы, кого-то поздравит с днем ВМФ, кто-то обязательно поприветствует его самого, и на душе станет радостно и немного грустно.
Незабываемые три года. Но почему они так дороги любому флотскому? Никто на этот простой вопрос до сих пор так и не ответил. А зачем? Слова иной раз не нужны.
За тех, кто в море! Семь футов им под килем!
А. Кузнецов.