После окончания СШ № 2 Лиза НАЗАРОВА поступила на факультет романо-германской филологии Кубанского госуниверситета. Отделение – немецкое, поэтому язык Гёте и Шиллера был для нее первым, а Шекспира и Байрона – вторым. Диплом получила в 2014-м и вскоре нашла себе работу – в частной лингвистической школе «Happy way» (счастливый путь) краевой столицы. Два года вела немецкий и английский. Потом…
– И вдруг мне бахнуло в голову поехать в Китай, – рассказывает Елизавета, – всё получилось как-то спонтанно и быстро – до этого ни о чем подобном не думала. В августе прошлого года оказалась в Пекине. Предварительно нашла приемлемую программу для преподавателей английского в Китае…
Оказавшись в столице Поднебесной, Елизавета по прошествии недели устроилась на работу в детский сад. Принимающая сторона предоставила ей жилье. И наступили «лингвистические» будни, наполненные обучением малышей в возрасте трех-четырех лет. Для них началось активное погружение в совершенно новый языковый мир. Конечно, занятия строились в форме интересных игр – для привития самых элементарных навыков общения. Процесс подкреплялся аудио- и видеоаппаратурой, наглядными пособиями и т. д.
– Каково твое самое яркое впечатление от Пекина? – задаю вопрос собеседнице.
– Наверное, оно связано непосредственно с работой, вернее – ее результатами. После года занятий детишки стали не только понимать, но и немного говорить по-английски. И это здорово!
– Каковы впечатления от Пекина?
– Я жила на окраине, до центра – около часа езды на метро. Город мне не очень понравился – из-за довольно стандартной застройки. Конечно, в центре есть и интересные пагоды, и привлекающие взор здания, но они – скорее приятное исключение из общего правила. В целом – скучновато и тускловато.
– Какими показались пекинцы?
– Они шумные, непринужденные, легкие на подъем.
– Как у них с английским?
– Можно сказать, никак, в общем – плохо.
– Пекин – едва ли не самая проблемная в экологическом смысле столица.
– К сожалению. До девяноста процентов горожан носят на лице марлевые повязки и специальные респираторы. Зимой смог – практически каждый день, как и осенью – днем густая пелена загрязненного воздуха повисает над городом. Летом – более или менее нормально, весной дышать легко только во второй её половине.
– А как по части движения транспорта? Пробки слу-чаются?
– Еще как, их, мне кажется, больше, чем в Москве! Китайцы, как и русские, не научились противостоять этому кошмару.
– Какие цены в Пекине?
– Очень даже разумные – опять-таки за исключением центральной части. За один юань (чуть меньше 9 рублей), например, можно взять напрокат велосипед на целый день.
– Куда-нибудь выезжала из Китая в течение минувшего года?
– Была в Сеуле и Гонконге. В первом из названных городов с английским у людей заметно лучше, чем в Пекине, а во втором на языке говорят практически все. И архитектура в них затмевает пекинскую по всем статьям. В Сеуле немало старинных, с изюминкой, зданий, а Гонконг потрясает в первую очередь своими небоскребами. Однако совсем не дешевый город.
Запомнилась мне и поездка в горы – не очень далеко от Пекина. А вот на Великой китайской стене, до неё от того места, где была, не слишком большое расстояние, так и не удалось побывать.
– Китай славится во всем мире разнообразием своей кухни. Какое самое экзотическое блюдо удалось попробовать?
– Жареных скорпиончиков. Насаживаются живыми на вертел и готовятся на огне. Добавок, приправ – никаких. На вкус – как пресные малоаппетитные сухарики.
– Какие планы на будущее?
– В Китай не еду. Поработаю репетитором в Краснодаре. Хочу посмотреть Европу и Америку…
– В 25 лет жизнь только начи-нается.
Е. Николаев. Фото из архива героини.