Чем только не увлекаются люди! Имею в виду хобби. Вот и наши станичники – одни поют, другие рисуют, третьи вяжут и вышивают, четвертые что-то коллекционируют. Я же расскажу о необычном увлечении Александра Александровича ЧЕРНОВА.
НО СНАЧАЛА О НЁМ САМОМ. ПОЗНАКОМИЛИСЬ МЫ В 1996 ГОДУ, КОГДА Я ПЕРЕШЛА РАБОТАТЬ ВО ВТОРУЮ ШКОЛУ. У МЕНЯ ТОГДА БЫЛ 5Г. МОИ МАЛЬЧИШКИ ВОСТОРГАЛИСЬ УЧИТЕЛЕМ ТРУДА. НАПЕРЕБОЙ РАССКАЗЫВАЛИ, КАКОЙ ТОТ ДОБРЫЙ И ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, С ГОРДОСТЬЮ ПОКАЗЫВАЛИ «ШЕДЕВРЫ», ИЗГОТОВЛЕННЫЕ СОБСТВЕННЫМИ РУКАМИ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА. ЭТО БЫЛИ СКВОРЕЧНИКИ, СКАМЕЙКИ, ИГРУШКИ, УКАЗКИ. ПОСЛЕДНИЕ НЕ ПРОСТО ПОКАЗЫВАЛИ, А ДАРИЛИ МНЕ И ДРУГИМ ПЕДАГОГАМ.
Коллега и его супруга Наталья Сергеевна приехали к нам из Грозного в 1992 году. Сам же герой родился на Ставрополье, в селе Киевка.
В кризисные 90-е с трудоустройством в станице было сложно. Пришлось Чернову поработать не по профессии – слесарем по ремонту топливной аппаратуры в колхозе «За мир и труд». Но потом повезло. Наталью Сергеевну взяли педиатром в районную больницу. А Александра Александровича приняли в школу № 2 учителем биологии. Как красиво он тогда оформил свой кабинет! Чуть позднее из-за кадровых перестановок (не хватало учителей) ему предложили преподавать трудовое обучение.
ЧЕРНОВ ОЧЕНЬ ПОМОГ МНЕ. ОН ИЗГОТОВИЛ НЕСКОЛЬКО СТЕНДОВ ДЛЯ МОЕГО КАБИНЕТА ИСТОРИИ, ОФОРМИЛ ИХ СО ВКУСОМ. НА БОЛЬШИХ ПАННО БЫЛИ ОТОБРАЖЕНЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ, КУБАНИ, А НА МАЛЕНЬКИХ – СТАНИЦЫ ПАВЛОВСКОЙ И НАШЕЙ ШКОЛЫ. И ВСЁ ЭТО БЕСПЛАТНО И ОТ ДУШИ В ПОСЛЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. НЕ РАЗ МОЙ КАБИНЕТ, ПОЗЖЕ ПРЕВРАТИВШИЙСЯ В КАБИНЕТ КУБАНОВЕДЕНИЯ, ПРИЗНАВАЛСЯ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ В РАЙОНЕ И КРАЕ.
Коллега окончил в юности художественную школу, Чечено-Ингушский пединститут (химико-биологический факультет). Занимался волейболом, водным поло, баскетболом. Его хобби – этимология (наука, изучающая происхождение слов).
…Недавно мы встретились в библиотеке. Разговорились. Оказалось, что еще в детстве Александр Александрович заслушивался сказками бабушки. Дальше были книги.
Много лет он изучает литературу о восточных славянах, пытаясь разгадать их язык. Особенно его заинтересовала книга «Свято-Русские веды. Книга Велеса» (издана в 2004 году в Москве, перевод А.И. Асова). В ней повествуется о происхождении славян и других народов Европы. Автор использует различные источники. Книга сопровождается обширными богословскими, источниковедческими и историческими комментариями.
А.А. Чернов считает, что древнеязыческое слово не только источник информации, но и указатель географических объектов. Любое слово, звук – реакция на действительность. Потом из этих звуков рождались слова и закреплялись в разных сообществах – родах, племенах, народностях и т.д. Благодаря слову можно охватить целый период эпохи, понять сущность национальной культуры.
Меня поразили увиденные записи – эксперименты собеседника. В толстых тетрадках у него целые формулы! Он разделяет лексемы предков на звуки, буквы, слоги. Играет с ними, переставляя их, пытаясь понять, откуда они произошли, как менялось написание, произношение, значение.
ЭТИМОЛОГИЯ ПОЗВОЛЯЕТ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО В ДРЕВНОСТИ НАРОДЫ ЖИЛИ ОДНОЙ СЕМЬЕЙ. А ПОТОМ РАССЕЛИЛИСЬ ПО ПЛАНЕТЕ. И У НИХ ВОЗНИКЛА СВОЯ КУЛЬТУРА.
Сегодня меняется язык, многое устарело или исчезло, появились новые понятия и термины. Как патриот А.А. Чернов хочет показать молодому поколению силу и красоту русского языка. Земляк написал шесть сказок для детей, которые в доступной форме доносят сущность привычных слов. Желаю ему успехов в опубликовании трудов.
НАПОСЛЕДОК. Вот уже несколько лет коллега на заслуженном отдыхе. Но он такой же энергичный, любознательный, неравнодушный. Его можно увидеть часто у Сосыки с удочкой. Александр Александрович поддерживает тесную связь со школьным музеем: дарит экспонаты, помогает с оформлением.
Е. Филобок, преподаватель СШ № 2. Фото М. Касьяна.