В 1992 году, готовя материалы к приватизации ДПМК «Павловская», я получил под расписку в архиве треста «Краснодарагродорстрой» некоторые документы 1963-1967 гг., касающиеся истории создания предприятия. Процессы развала всего и вся шли настолько стремительно, что через три месяца я не нашёл в тресте не только человека, выдавшего мне документы, но и самого архива, а его помещение уже осваивали какие-то арендаторы. В общем, привез я их назад, в Павловскую. Теперь не могу выбросить. Вдруг кто-то найдёт мою расписку. Перекладываю из угла в угол, иногда листаю.

Вот, например, опись № 1, дело № 24, на 2 листах. Шестого января 1967 года Управлением архитектуры Павловского районного Совета депутатов трудящихся в лице главного архитектора района Шендрик Алексея Михайловича и Павловским ДСУ треста «Спецстроймонтаж» в лице главного инженера Девятко Анатолия Кирилловича был подписан Акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка площадью 5,4 га для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса производственных сооружений асфальтобетонного завода. Документу пятьдесят лет. Дата.

А началось всё 1 июля 1963 года, когда приказом «Крайколхозстроя» из Кавказского строительного участка № 1 Краснодарского специализированного строительно-монтажного управления (ССМУ) был выделен Павловский строительный участок № 2. Участку были переданы прицепной грейдер Д-20 с трактором С-80 и бортовая автомашина ГАЗ-51 для перевозки людей. Располагался участок на территории деревянных бараков на станции Сосыка-Ростовская, где были выстроены гараж с навесом и склад. Участки ССМУ почковались стремительными темпами, и в декабре 1964 года СУ-2 преобразовывается в СУ-6 с самостоятельным балансом и открытием счетов в Павловском отделении Госбанка.

Первыми работниками участка стали: Николай Фёдорович Гладун, Павел Кузьмич Шестаков, Елена Степановна Бутко, Лидия Васильевна Шестакова, Надежда Степановна Корнишкова, Иван Петрович Нефёдов, Александр Лукич Коваль, Николай Иванович Бутко, Константин Степанович Кшуманёв, Анатолий Иванович Аула, Екатерина Петровна Пятина, Николай Дмитриевич Топчий, Анна Егоровна Сухорукова, Нина Михайловна Куданова, Аза Григорьевна Педич. Первый начальник участка – Николай Корнеевич Берёза. За исключением начальника, из приказов 1963-1964 гг. выбрал, извините, только тех, кого знал и знаю лично.

П

ервые объекты участка: автодорога Павловская-Новопластуновская (заказчик к-з им. Калинина) и автодорога Старолеушковская-Украинская (заказчик к-з «Советская Россия»).

Документы будто из другого мира, такого далёкого и недоступного теперь.

Лист 101. «Начальнику СУ-6 Яценко Н.В., 25.04.1964г.

ССМУ Крайколхозстроя обязует Вас провести соответствующую разъяснительную работу в коллективе участка для поступления в Ростовский на Дону автомобильно-дорожный техникум. Списки изъявивших желание поступить в техникум направьте в отдел кадров Управления.

Начальник ССМУ Крайколхозстроя – К. Богданов».

Лист 177. «Справка, 04.08.1964 г.

Выдана Бутко Николаю Ивановичу в том, что он сдавал вступительные экзамены в Ростовский Автодорожный техникум с 1 по 4 августа 1964 г. Справка выдана для представления по месту работы. Директор техникума –           А. Седун».

Это был наш мир, в нём мы выросли, одни из нас любили его, другие ненавидели, третьи просто принимали как данность, избегая оценок.

Это поколение выдвинуло большое количество людей, которые могли рисковать, решать проблемы и создавать то, чего до этого не было, просто не существовало. Сформировало традицию добросовестного и самоотверженного отношения к труду, когда «надо» и люди сознательно идут и делают то, что «надо». Безмерное уважение вызывают они, ежедневно вырывавшие себя из тёплых снов, работавшие в поле в неимоверную жару, выходившие на выгрузку вагонов в промозглые ночи, как ни силён был соблазн расслабиться и опуститься. Больше двадцати лет жил такой жизнью и я. Благодарен всем, с кем работал в ДСУ. Пока живы – кажется, что ещё хватит времени и на «спросить» и на «поговорить». А потом и спрашивать уже не у кого и говорить не с кем.

Сегодня другая жизнь за окном и другие люди. Эволюция – сложный и длительный процесс. А деградация – простой и быстрый. Всего 7 лет и такой удивительный результат! Вчера на работе искали справедливость … Нашли!!! Сегодня ищем работу …

Р

уководители предприятия (СУ-2, СУ-6, ПДСУ, ДСУ-13, ДПМК «Павловская», ТОО «Дорожник», ОАО «ДСУ-13»): Николай Корнеевич Берёза, Николай Васильевич Яценко, Иван Иванович Брисюк, Фёдор Григорьевич Завада, Юрий Николаевич Тизенгаузен, Вадим Феодосьевич Неволин, Ервант Макарович Егоян, Владимир Михайлович Рудомёткин, Анатолий Карпович Погорелый, Александр Павлович Дьяченко, Владимир Николаевич Белик.

Далее не знаю, да и не интересно. Интернет пока ещё хранит имя человека, вбившего последний гвоздь в крышку гроба – конкурсный управляющий Виталий Николаевич Головня.

Организация ликвидирована 9 ноября 2009 года. Причина: прекращение деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Окончательную правду русскому человеку всегда сообщают матом. Всё, что мы имеем в жизни, мы либо заслужили, либо допустили. Но, что бы ни случилось, человек должен продолжать жить. Хотя бы из любопытства.

Г. Ровный, пенсионер.