В Атаманской, как и в любой кубанской станице или на хуторе, есть много людей, отдавших себя работе в сельском хозяйстве. Звёзд с неба эти незаметные труженики никогда не хватали. Но, как говорится в одной старой песне: «А подойди-ка с ласкою, …откроешь клад, какого не видал». С одной такой женщиной меня познакомили соседи, заинтриговав тем, что она до пенсии работала трактористкой.

Лариса Николаевна ПЕТРОВА родилась в большой семье. Отец, инвалид Великой Отечественной войны, заведовал сапожной мастерской. Мама до переезда в Атаманскую из станицы Новоивановской Калниболотского района работала заведующей маслосыркомбинатом. У родителей было семеро детей. Лариса – шестая. В школе училась очень хорошо. Любила точные науки. Все школьные годы была шустрой заводилой и атаманшей среди сверстников. Никто из ребят не рисковал с ней бороться, ибо сразу оказывался на лопатках.

В 1964 году после восьми классов девушка пошла на СТФ свинаркой. В 1980-м, окончив курсы Павловского учебного комбината, стала работать в хозяйстве на тракторе Т-40. И так до самой пенсии Лариса откачивала жижу из отстойников на фермах, подвозила сено и полову к тамбурам корпусов. Кроме этого, в её обязанности входило доставлять газовые баллоны атаманцам.

Одно время хотели трактористку пересадить на более лёгкий Т-16, но двое мужиков, попытавшись после Ларисы выполнять её работу, заявили, что в одиночку с такой нагрузкой нельзя справиться. Пришлось труженице опять вернуться на верный Т-40.

На работе Ларису Николаевну уважали. Зарплату по сравнению с остальными она получала приличную. В шкафу у станичницы хранится большая стопка почетных грамот, дипломов и нагрудных знаков ударника пятилетки и победителя соцсоревнования.

– Как вы, милая дама, вытерпели такую работу на тракторе? – спросил я у Ларисы Николаевны.

– Когда возраст подошёл, стало тяжело прыгать с высоты на землю, а до этого ничего, нормально. Мужчины всегда помогали в случае поломки, да и сама я разбиралась в «друге» неплохо.

В 90-х, которые мизерная часть россиян называет лихими, а большая – преступными, в колхоз стали поставлять разведенное дизтопливо. Воду подмешивали так, что сразу при покупке топлива обнаружить не могли. Помнит Лариса Николаевна, как тогда помучились, пока кто-то не догадался каждое утро сливать отстой из топливных баков.

В 1999 году, еле дотянув до нужного срока, ушла на заслуженный отдых. Сильно болели, да и сейчас болят ноги. Сказались тряска и постоянные прыжки из высокой кабины. Заработала минимальную пенсию, за что особенная «благодарность» государству. Правда, у станичницы есть заботливый сын и два внука, которые всегда помогают маме и бабушке.

Живёт Лариса Николаевна в маленькой опрятной хате, которой, уже около ста лет. Раньше там была конюшня. Но в тяжелые для страны времена её переоборудовали под жильё. В меру сил Л.Н. Петрова занимается хозяйством. Особого богатства у неё не наблюдается, но кругом чистота и порядок. На жизнь трактористка не жалуется, говорит, что есть и те, которым ещё хуже.

А. Оленцов.

Ст. Атаманская.

Фото из архива героини.