130 лет исполнилось минувшим летом со дня рождения Д.П. Жлобы. Комдив в пору Гражданской войны, затем – умелый хозяйственник. Его личность привлекла моё внимание ещё в юности, когда я была школьным экскурсоводом в музее имени героя при СШ № 1.

И с тех пор регулярно пополняла знания о Дмитрии Петровиче – через книги, воспоминания очевидцев, последние исследования в Интернете. И потому весьма любопытным показалось мне письмо, пришедшее из                 г. Тамбова от Александра Николаевича Боднара. Ему 99 лет. Он – бывший старший штурман авиаполка дальнего действия, полковник в отставке. В годы войны совершил 300 боевых вылетов, награждён 8-ю орденами (Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и другими), рядом медалей. А.Н. Боднар – участник Парада Победы в июне 1945 года. И сейчас ведёт активный образ жизни, является членом Союза журналистов РФ, автором книги «О времени и о себе».

Узнав о юбилее Жлобы, ветеран из Тамбова написал в Павловский музей. В молодости Александр Николаевич жил в селе Горчичное Дунаевецкого района Хмельницкой области (бывшей Каменец-Подольской). Местные говорили, что здесь давно обосновалась жена лесничего Ивана Альварского Аделя. Она была дочерью участника Гражданской войны, красного командира Петра Акимовича Жлобы. Его сын Дмитрий командовал знаменитой Стальной дивизией. Но в период культа личности Сталина был расстрелян как враг народа. Поэтому в селе старались не распространяться о родственниках Дмитрия Петровича. «С дочерью Альварских Анной, – пишет ветеран, – я учился в начальной школе. Было это в 30-х годах».

Автор упоминает: «О храбрости Жлобы ходили легенды. Он за время войны провёл в целом 80 крупных военных операций и всегда одерживал победы, только дважды был вынужден отступить. После реабилитации заслуги Д.П. Жлобы были по достоинству оценены. В г. Краснодаре и г. Дунаевцы Хмельницкой области (на Подолье) именем героя были названы улицы. Появились памятники ему. В ст. Павловской был открыт музей его имени».

Работники музея ответили А.Н. Боднару на интересующие его вопросы. Первый – об отце Д.П. Жлобы, его участии в Гражданской войне. Пётр Акимович сражался в составе Стальной дивизии, подружился с Поликарпом Устиновичем Замотой из станицы Старолеушковской. Правда, кубанец рано погиб – в 1918 году. А Жлоба-старший прошёл всю войну, потом жил в Павловской. Умер в конце 20-х годов, похоронен на станичном кладбище.

Второй вопрос – где и когда комдив Стальной дивизии потерпел поражения. Первый раз – летом 1918 года, в боях с деникинцами, когда был вынужден отступить от с. Белая Глина. Второй раз – летом 1920 года, под Мелитополем, когда врангелевцы разгромили наступающий на город конносводный корпус Жлобы.

Третий вопрос – о роли Подолья в судьбе комдива побудил меня покопаться в автобиографии Д.П. Жлобы. Он родился в Киеве, но жил там недолго. Многодетная семья Петра Акимовича в поисках заработка исколесила Полесье. Строптивого, своевольного батрака больше сезона никто не держал. И под воздействием отца Дмитрий тоже стал критически оценивать ситуацию. За споры с священником в сельской школе Новоущецкого уезда Каменец-Подольской губернии был исключён из двухклассной школы, где юный Жлоба столкнулся с несправедливостью и сбежал. В слесарной мастерской, куда родители определили паренька, Дмитрий познакомился с революционной литературой. И, можно сказать, на Подолье, сформировался бунтарский характер будущего комдива.

И ещё один вопрос из конверта – об увековечении памяти Д.П. Жлобы в наших краях. К сожалению, созданный в начале 60-х годов прошлого века музей героя, работавший при СШ № 1, остался в прошлом. Некоторые материалы о Жлобе, в основном биографического характера, находятся в историко-краеведческом музее. Установлены в Павловской мемориальные доски на зданиях, где располагался в годы Гражданской войны штаб комдива. Памятник ему есть и в станице Атаманской. Наконец, почти в каждой нашей станице улицы названы в честь Д.П. Жлобы. И над этим не властны ни времена, ни веяния моды, ни политические симпатии. Есть только память. Народная.

Л. Ермак