«Сколько лет посёлку?» – заметка под этим заголовком опубликована в «Единстве» 24 января с.г. Отклик, пришедший на неё, читайте ниже. Но вначале – отрывок из той информации.

Сколько лет посёлку?  Вполне  за­ко­но­мерен вопрос о возрасте Набережного. К сожалению, ответить на данный вопрос совсем непросто. Это стало ясно из разговора с заведующей общим отделом Среднечелбасского  сельского  поселения  Н.Н. Бондаренко. Наталья  Николаевна сказала, что подобной   информацией  администрация не рас­полагает. Посоветовала, однако, обратиться к учительнице истории СШ № 9 Т.В. Кравченко. Татьяна Владимировна призналась: она тоже интересовалась возрастом населённых пунктов поселения, была даже в краевом архиве (в районном вся история начинается только с 1943 года), но там оказались только весьма приблизительные сведения. Скорее всего, посёлок Набережный берёт своё начало с 20-х годов прошлого века, когда его территорию стали заселять жители близлежащих населённых пунктов нашего и соседнего Каневского районов. Причём заселение, по сведениям Т.В. Кравченко, началось с посёлка Южного.

Подтвердить эту информацию (или опровергнуть её) данными из наших либо других источников не смог. Возможно, кто-то обладает более точными знаниями в этой сфере.

Вот какой отклик получила редакция.

Да, Татьяна Владимировна Кравченко права: определить год возникновения хуторов и поселков  и назвать фамилии первых их поселенцев сегодня трудно. И хотя некоторым  населенным пунктам нет и сотни лет, документов и других сведений об их возникновении сохранилось мало, а очевидцев тех лет не осталось  совсем. Но по отдельным  источникам все-таки можно, хотя бы примерно, установить временные сроки поселения на среднечелбасских землях  различного рода переселенцев.

До начала ХХ века в так называемой Среднечелбасской степи населенных пунктов практически не было. Земли эти частично входили в состав запасной земли Кубанского казачьего войска и с конца XIX века – в  дополнительные наделы Новотитаровской и Пластуновской станиц. Новотитаровский дополнительный надел был большим и состоял из двух частей: восточная часть вокруг хутора Новотитаровского (ныне станица Украинская) и западная – от реки Средней Челбаски (к северу от Ирклиевского юрта)  и почти до реки Челбас на севере, где были отдаленные участки Старолеушковского юрта.  Таким образом, надел огибал с юга юрт Старолеушковской станицы, где между западной и восточной его частью сохранялся только узкий «перешеек» шириною до полутора верст.

Но и в девятнадцатом веке земли Среднечелбасской степи не пустовали. Их арендовали для разведения лошадей и овец известные в то время конезаводчики  и  богатые предприниматели братья Мазаевы, Пеховский, Нестеренко, Скакун. Да, тот самый генерал Скакун Василий Саввич, который  имел постоянный хутор  на реке Сосыке и  занимался разведением  верховых лошадей для войска! На этих землях  постоянных населенных пунктов не было, строились  только летние коши и зимовники для скота, по степям бродили табуны лошадей и огромные отары овец, за которыми следили  батраки из числа иногородних и казаков.

Передо мною – «Карта Кубанского округа Северо-Кавказского края», составленная и вычерченная членом секретариата землеустроительно-геодезической секции И.А. Лебедевым. Издание Землеустроительно-Геодезической секции Бюро Научно-Технических сил Союза «Рабземлес».  Карта составлена в конической проекции по новейшим съемкам, производимым в 1922-26 гг. Высшим Геодезическим Управлением, Кубанским Земельным Управлением и другими учреждениями». Издана карта в 1926 году  в масштабе 1 : 300 000 (в 1 дюйме – 3 версты). Попробуем описать, как отображены на ней населенные пункты, расположенные между Новопластуновской,  Среднечелбасским лесничеством, речкой Средняя Челбаска и Старолеушковской.

Из станицы Старолеушковской на запад выходили три дороги: на северо-запад, почти вдоль реки Челбас – дорога на  Новопластуновскую (на ее протяжении никаких хуторов не показано), на юго-запад – дорога к речке Средняя Челбаска на расположенные вдоль реки хутора (на левой стороне) – Бондарев, Свободный  и Веселый. Далее шли хутора Обширный, Черниговский, Средне-Челбасский и Легинский. Первые три хутора размещены как раз на том месте, где сегодня поселок Южный, остальные – вошли  в состав нынешнего хутора  Средний Челбас.

Третья дорога из Старолеушковской шла на запад через хутор Кущевский (ударение на первом слоге) и расположенные  недалеко от него «Ленинодарские товарищества», далее – на Среднечелбасские хутора. От хутора Кущевского направление на хутора Бондарева и Свободный – прямо на юг. Получается, что хут. Кущевский размещался на месте нынешнего поселка Октябрьского, а хут. Бондарева и Свободный – это и есть поселок Южный!

И еще один хутор показан на карте – между хут. Кущевским и рекой Челбас, но не на самой реке, а  примерно на половине расстояния от нынешних поселков Октябрьский и Набережный, назывался он – хутор Филатов. Можно только предполагать, что это и есть Набережный.

Названия хуторам давали либо от фамилии «главного поселенца», либо (если группа поселенцев) – называли  свободно, как нравилось всем. Так, еще в 1912 году станица Новотитаровская  приняла решение отселить на дополнительный надел возле Старолеушковской Ейского отдела часть своих жителей и образовать там новый хутор, названный впоследствии хутором Кущевским… В числе этих первых переселенцев был священник отец Иоанн Кущ, позже туда же переселилась  его семья, по фамилии  назван хутор – Кущевский (с ударением на первом слоге). В 1914 году  туда же переселились 7 семейств  других станичников: Кухаренко Сергея, Нечепуренко Герасима, Стефана и Дмитрия, Волошина Льва, Пелиха  Пантелеймона, Коваленко Тихона (ГАКК, ф. 396, оп. 1,  д. 10788).

Между хутором Кущевским и станицей Новопластуновской на карте  отмечен курган Ковалева (он есть и на современных картах к северу от поселка Октябрьского, вдоль полевой дороги, только без названия,  высота его  66,9 м). Весной прошлого года я проезжал по этой дороге и поднимался на вершину кургана.

В 1926 году на свободных землях Среднечелбасской степи было создано новое сельскохозяйственное предприятие, получившее название «Совхоз № 16» (ныне – ФГУП имени М.И. Калинина). Центр совхоза № 16 разместили на бывшем хуторе Нестеренко, располагавшегося рядом с хутором Кущевским. С января 1929 г. директором совхоза № 16 был бывший красный партизан Милостивенко Иван Петрович (ЦДНИ КК, ф. 1384, оп. 1, д.89, ).

В 1926 году в стране (в том числе и Кубанской области) была проведена Всесоюзная перепись населения, по итогам которой в Краснодаре в 1927 г. вышла   небольшая книжка «Список населенных мест Кубанской области. Сост. по материалам переписи  1926 г., пересчитанными в границах районов, установленных в мае 1927 г. и по дополн. данным статотдела и др. ведомств». В этом сборнике даны краткие характеристики перечисленным выше населенным пунктам:

Евгений Дикий,  член Российского общества  историков-архивистов.