Документальные источники свидетельствуют: правила дорожного движения в столице Кубани были разработаны более века назад. Однако лишь спустя 20 лет в Екатеринодаре появились первые автомобили. В 1905 году было их три, а в 1912-м уже четырнадцать. Водители ездили как по правилам, принятым в 1909 году, как и без них, за что платили штраф. По постановлению губернатора эта сумма равнялась целому рублю.
Первый автомобиль, появившийся в нашем районе, принадлежал, судя по всему, атаману станицы Бабичевской (ныне Новопластуновской) Михаилу Гордеевичу Пономарю. Краевед Д.Г. Ивченко в своих записях для музея уточнял, что в 1916 году Пономарь был избран атаманом станицы. Он был очень богатым, имел свой легковой автомобиль и поддерживал связь с членами кубанского правительства.
В период Гражданской войны атаман стал на сторону Корнилова и отправил на поддержку ему в Старолеушковскую, где останавливалась Белая армия, 15 подвод с провиантом. Впереди на автомобиле ехал сам М.Г. Пономарь, на тачанке за ним – старейшины из казаков, а вслед скакали 10 отборных лошадей. Михаил Гордеевич дружил и с наказным атаманом М.П. Бабычем. На своем автомобиле ездил к нему в гости в Екатеринодар, возил яблоки из личного сада.
Л. Репенецкая,
председатель районного общества историков-архивистов.