Каждый автолюбитель, перед тем как изменить систему питания двигателя своего автомобиля с бензинового на газовое, задает себе вопрос: а насколько это безопасно и выгодно? На сегодняшний день устанавливается газобаллонное оборудование (ГБО) 3-го и 4-го поколения, где имеются  электромагнитные форсунки на каждом цилиндре, они дозируют топливо с большой точностью. Поэтому автомобили на газе могут быть такими же резвыми и мощными, как и на бензине.

Максимальное падение мощности при переходе на газ – всего 5-7 процентов, так как теплота сгорания и скорость распространения фронта пламени в цилиндре двигателя у газа меньше, чем у бензина, этим же фактором обусловлено отсутствие детонации при использовании газа. Расход топлива при этом увеличивается на 15-30 процентов, но в сложившейся ситуации на рынке ГСМ цена литра газа в среднем в 2 раза меньше литра бензина и составляет 18-18,5 руб. за литр. Теперь о безопасности.

Газовый баллон для автомобилей (толщина стенок 4 мм) оснащается надежной запорной арматурой с предохранительными клапанами и способен выдержать даже сильнейший удар. Если повреждаются магистральные трубопроводы, по которым газ подается к двигателю, подача газа автоматически прекращается. Хотя, конечно, нужно быть внимательным и если по запаху чувствуете утечку газа, нужно сразу остановиться и перекрыть вентиль, а движение продолжить на бензине. Немаловажным фактором в части обеспечения безопасности является температура самовоспламенения топлива в атмосферном воздухе: пропан +510…+580°С, бутан +475…+550°С, бензин +470…+530°С. Из чего можно сделать вывод, что самый безопасный –  пропан. Резюмируя вышесказанное, можно утверждать: если не нарушать простых правил безопасности, то ничего не рванет и не загорится. Надежность работы двигателя  на газовом топливе напрямую зависит от его технического состояния. Компрессия в цилиндрах двигателя должна быть не менее 8,5 кгс/см2, идеальная для экономичности –  10-14 кгс/см2.  От этого зависит надежность пуска и расход топлива, особенно в зимний период. Состояние свечей и высоковольтных проводов должно быть безукоризненным, желательно перед установкой  проверить свечи на специальном стенде, пропадание искры должно происходить при давлении не менее 14 кгс/см2. Предпочтительно зазор у свечей ставить на 0,1-0,15 мм, меньше рекомендованного для работы на бензине. Хотя сейчас выпускают свечи для газа с надписью LPG. Опыт показывает, что для езды подходят обыкновенные свечи, но желательно «холодные» с калильным числом более 20 и, главное, чтобы они были исправны.

Любое газобаллонное оборудование чувствительно к чистоте воздушного фильтра,  поэтому рекомендуется менять его не реже чем через 10000 км, а если поездили по пыльным полевым дорогам, то лучше сразу поменять, иначе расход газа резко возрастет. Для инжекторных автомобилей для использования газа в ряде случаев необходимо провести коррекцию угла опережения зажигания, а еще лучше установить двухрежимную программу газ-бензин.

О прогорании клапанов. Клапана прогорают прежде всего: а) из-за обедненной смеси (низкая компрессия в цилиндрах, неправильная настройка редуктора ГБО, использование форсунок с низкой точностью дозировки газа,  «подсос» воздуха, максимальное выжигание топлива из баллона –  «езда на парах»),  б) «позднее» зажигание, в) «зажаты» клапаны, г) длительная езда на оборотах двигателя более 4000 об./сек. То есть на прогорание клапанов  влияют те же факторы, что и на бензине, и на практике в двигателях с газовым топливом такие случаи происходят не чаще. С точки зрения экологии, выбросы СО при газовом топливе на 20 процентов  ниже, но наличие несгораемого одоранта в топливе нивелирует этот показатель.

Вышесказанное, в основном по причине экономии на топливе, говорит в пользу установки ГБО, и теперь на сцену выходит понятие –  окупаемость установки. Кроме значительных затрат на оборудование автомобиля (порядка 20-30 тыс. руб.), необходимо иметь в виду плату за регистрацию изменений в конструкцию автомобиля в ГИБДД и за проведение внеочередного технического осмотра.

Рационально устанавливать газовое оборудование при годовом пробеге от 15000 км, тогда затраты, в зависимости от стоимости установки,  окупятся за 1,5-2 года. К минусам относится утрата свободного места в багажнике, особенно это значимо для «хэтч­бека» и «универсала». А так как расход газового топлива больше, приходится  чаще посещать АЗС, к тому же газозаправки расположены, по  соображениям  безопасности, за пределами  населенных пунктов. По ГОСТУ на газобаллонном оборудовании двигатель должен заводиться при температуре +5°С, поэтому необходимо всегда иметь в баке несколько литров бензина.

В. Давиденко,

 автоэксперт ООО «Луч».