В нашей группе в соцсети «Одноклассники» мы провели любопытный, ни к чему не обязывающий опрос на тему «А как вы относитесь к нашей балачке?». Предваряло же вопросы такое введение.
Вы заметили, что молодёжь, в большинстве не удосужившись покопаться в корнях, считает нашу балачку занесённым украинским вирусом и шарахается от неё как от чумы. Не хочется быть «лохом», который шокает и гэкает. Побеждает мода на городской язык в его современном слэнговом, а не литературном виде. Балачка же выставляется атрибутом колхозников, бабушек в калошах.
Последним носителям местного диалекта где-то за 60. Учитывая среднюю продолжительность жизни, лет через 15-20 основная масса их уйдёт. Самые крепкие дотянут до 90. Таким образом, гибель балачки наступит, а вернее – завершится где-то в 2040-2050-е. Мы имеем 20-30 лет на то, чтобы если не перевести эти процессы из необратимых, то хотя бы «законсервировать» диалект и не утерять практики. Пока же народная речь – умилительная экзотика, лубок, его слышишь со сцены или на концерте, за редким исключением на улице хуторка или небольшой станицы… Скоро и этого может не остаться.
Итоги опроса
(участвовали 72 человека)
Могу говорить на балачке, читаю, пою на ней – 42
Понимаю, но уже не говорю – 19
Жаль, не понимаю говора – 3
Зачем балакать, это никому не нужно и смешно – 8
Комментарии по теме
Виталий: «Балачка как диалект устаревает и неизбежно растворится. Спору нет, сохранить надо, придав статус культурного наследия, издать литературу и поместить в музеи и библиотеки. Но засорять русский, как вы выразились «городской язык», не стоит. Русский – это русский, диалект – это диалект. И не смешивайте. Пусть учат и разговаривают те, кому интересно, но придавать важный статус балачке не стоит. Это помесь украинского, русского языков с теми, которые существовали на Кубани до переселения запорожцев.
…Есть словари кубанской и донской балачки, этнословари, сборники песен кубанских казаков, существует огромный ряд научной литературы и публицистики. С таким вниманием, как сейчас относятся к кубанскому казачеству, не относились никогда. Вспомните коммунистические времена – какие казаки, какая вера, какая балачка?! За это можно было и за решётку угодить. А сейчас всех реабилитировали, опубликовали архивы, издали огромное количество книг, даже предмет кубановедение в школе ввели. Так что опасения по поводу забвения балачки беспочвенны. При Кубанском казачьем хоре существует научно-творческое объединение, которое работает над этнографическим изучением Кубани. Там детально занимаются историей и диалектами в том числе. В Тамани создан этнокомплекс Атамань, который вмещает до 60 тыс. посетителей одновременно. Я, будучи студентом факультета традиционной культуры краснодарского вуза культуры, с ответственностью заявляю, что факультет также был создан с целью сохранения кубанского наследия».
Олег: «Как по мне, так балачка давно устарела и не нужна. Важнее научиться говорить правильно на русском. Вы бы еще её в школу вернули дополнительным уроком в казачьи классы…».
Любовь: «Мини кажитця, шо балачка – це наши корни… Наша история кубанска, и цей язык надо сбэрыхты. …Согласна, что умирает балачка, присущая Кубани. Мы, 60-70-летние, побалакать можем, молодёжь уже не знает этого старинного кубанского говора. Так что уж никак не засорится русская речь, но балакучий язык надо сохранить».
Подготовила А. Алексеева.