Александра Конюхова знают в районе как успешного фермера, который организовал своё КФХ ещё в начале 90-х годов и благополучно продолжает вести дела по сегодняшний день. Однако есть у этого интересного человека ещё одно увлечение – мотоциклы. И к своему хобби он относится очень серьёзно. Например, участвует в соревнованиях по мотокроссу, конкурируя с более молодыми спортсменами, а также колесит по стране в качестве мототуриста. «Единство» уже рассказывало о мотопутешественнике, но одна из его поездок особенно интересна – наш земляк в одиночку совершил многокилометровое путешествие к Байкалу.

Без спешки
– Александр Измаилович, сколько времени заняла дорога в один конец?
– У меня не было цели добраться до конечной точки маршрута как можно быстрее. Из Павловской выехал 30 июля, но по пути посещал друзей и одноклассников в разных регионах. Поэтому Байкал увидел только 7 августа.
Изначально собирался выехать 20 июля, но уборку урожая задержали дожди, так что сроки пришлось передвинуть. Из запланированных на поездку 25 дней у меня в запасе осталось только 17. Тем не менее, поставленную задачу удалось выполнить – я увидел Байкал, одно из значимых мест России, а также заметил много интересного по дороге. Посмотрел Сибирь, что давно хотел сделать, поскольку раньше дальше Курганской области не бывал. Она расположена в южной части Западно-Сибирской равнины.
Дело техники
– Какой мотоцикл использовали для путешествия?
– Класса эндуро марки БМВ. Это универсальный вариант, который позволяет комфортно передвигаться по автострадам, но при этом не боится плохих дорог и позволяет проехать там, где не справятся классические туристические версии. Компания БМВ в представлениях не нуждается, считаю её мототехнику одной из лучших в мире. Тормозная система у мотоциклов этой марки, на мой взгляд, самая совершенная, что очень важно для безопасности. Двухколёсная техника ошибок не прощает, а человеку свойственно ошибаться.
Немного, как понял в дороге, перестарался с багажом. У мотоцикла удобные кофры для поклажи, вот и забил их по-полной. На трассе было нормально, а вот в труднопроходимых местах лишний груз мешал.
– Где останавливались на ночлег?
– Первую остановку сделал в Саратовской области, в придорожной гостинице. Затем в Башкирии, я там родился, поэтому есть знакомые, у них и отдохнул. Следующая ночёвка была в Кургане, там живёт мой одноклассник. Так и останавливался – то у знакомых, то в гостиницах.
Остров шаманов – Ольхон
– Байкал впечатлил?
– Конечно! Тем более что я выбрал для знакомства с озером не просто берег, а крупнейший остров под названием Ольхон. Изначально, по-бурятски, он назывался Ойхон, но затем название слегка русифицировали. Чтобы туда попасть, пришлось плыть на пароме.
Очень красивые места! И очень популярные у туристов. Люди переправляются на остров на автомобилях, к их услугам множество экскурсий, на которые так просто не попасть. Несмотря на то, что людей возили около 20 автомобилей марки УАЗ, влиться в состав участников не удалось, все группы были заранее укомплектованы. Тогда снял с мотоцикла кофры с поклажей, оставил их в гостиничном номере и поехал сам. Получалось даже быстрее, поскольку мотоцикл без груза позволял всех обгонять. Вот только дорог с асфальтом на острове нет, поэтому надо быть осторожным. Один раз застрял на песчаном участке, всё-таки мотоцикл даже пустой весит 235 килограммов. Проезжавшие на внедорожнике туристы помогли, вытащили.
Чтобы досконально осмотреть все достопримечательности, понадобится не меньше недели. У меня было маловато времени для изучения острова, но и то, что увидел, вызвало массу эмоций. Ольхон довольно большой, имеет продолговатую форму, в длину более 70, а в ширину до 15 километров. Его территория вместе с прилегающими островками входит в Прибайкальский национальный парк. Ландшафты самые разнообразные – есть и степь, и песчаные пляжи с дюнами, есть холмы и леса, преимущественно хвойные. Встречаются болота, заросшие водными растениями. Попадаются красивые мраморные скалы и заливы, глубоко вдающиеся в сушу.
Кроме того, остров считается сакральным местом, поскольку когда-то его облюбовали бурятские шаманы. Об этом напоминают некоторые названия, в частности, знаменитая скала Шаманка, в которой есть пещера, где, по преданиям, проводились различные магические ритуалы.
На Ольхоне около полутора тысяч человек постоянного населения, буряты и русские. Основная часть людей проживает в самом крупном посёлке Хужир, всего же на острове девять населённых пунктов. Население в основном занято в туристической сфере, предоставляют частные гостиницы туристам.
Красоты Байкала описывать бессмысленно. Например, его естественный цвет воды словами передать очень трудно, это надо видеть. Всем рекомендую посетить это озеро лично, причём желательно иметь время в запасе. Мы ведь вечно куда-то спешим, зачастую не замечая красоту окружающего мира или не имея возможности остановиться и рассмотреть всё как следует. Вот и меня ждало моё фермерское хозяйство, которое нельзя надолго оставлять в силу специфики.
Мотоциклетное братство
– Люди в Сибири доброжелательно относятся к приезжим?
– Вполне. У меня там был один случай. Километрах в 150 от Иркутска подумывал о ночлеге. Перед этим обогнал легковушку, которая тащила на буксире другой автомобиль. Уже остановился у придорожной гостиницы, когда подъехала эта машина. Из неё вышел человек, явно перенёсший в прошлом травму, поскольку передвигался при помощи каких-то приспособлений. И стал предлагать остановиться у него. Оказалось – большой поклонник двухколёсной техники, который во всех мотоциклистах видел чуть ли не братьев. Травму, к сожалению, тоже получил при падении с железного коня. Человек с характером – после того ДТП, когда его сбил автомобиль, получил множество переломов и два года лежал, потом год передвигался на коляске и лишь за пару месяцев до нашей встречи начал кое-как ходить. Ездить сам уже не может, но очень рад общению с товарищами по интересам.
Рассказал, что через 80 километров будет город под названием Усолье-Сибирское, где он и живёт. Это районный центр с населением около 80 тысяч человек. Но самое интересное, что у них там есть так называемый байк-пост, некое сообщество байкеров, которые будут рады встрече. И хотя я не байкер, а скорее мотопутешественник, мне стало интересно, поэтому согласился. Нас встретили и очень хорошо приняли. Байк-пост имеет контакты с мотоклубами во многих городах России, поэтому могут в случае чего оказать поддержку. Так что во время путешествия, помимо созерцания красот, познакомился с интересными людьми.
Для дела и для души
– Как известно, увлечение мотоциклами – это что-то вроде болезни в хорошем смысле слова. Те, кто попробовал ездить и кому понравилось, начинают уделять этому всё свободное время. Первый мотоцикл через время меняется на другой или подвергается тюнингу, если есть возможности, покупается второй железный конь, находятся единомышленники и конца этому не видно. А как у вас?
– У меня сейчас четыре мотоцикла. Обзаводился ими постепенно, в кредит. Помимо эндуро, на котором съездил на Байкал, есть ещё один БМВ – туристский. Его приобрёл самым первым и ездил два года только на нём. Брал неновым, до меня на нём год откатал другой человек. Мотоцикл комфортный, предназначенный для дальних поездок, но только по хорошим дорогам. По Ольхону я на нём передвигаться не смог бы, и красоты Байкала остались бы для меня непознанными. Поэтому и поехал на эндуро.
Есть кроссовый «Кавасаки» с объёмом двигателя 250 кубических сантиметров. Но я считаю его скорее спортивным инвентарём, чем полноценным мотоциклом, поскольку использую только для участия в соревнованиях по мотокроссу. Для повседневной езды этот «железный конь» не предназначен, к месту старта я везу его на автомобиле.
Ещё один мотоцикл приобрёл, что называется, для души. Это «Ява» 360, которую в народе называют «старушка». Именно на таком мотоцикле я начал заниматься мототуризмом, когда мне было 19 лет. Заработал на его покупку работой в стройотряде, будучи студентом. Объездил тогда весь Крым, бывал в Киеве, Минске и Кишинёве.
Так что снова приобрёл «старушку» из ностальгических настроений. Хотелось бы повторить на нём маршрут более чем 40-летней давности и навестить друзей юности. Греет мне душу этот мотоцикл из разряда ретро.
У дороги свои требования
– Почему путешествуете один? Ведь в пути вдвоём и веселее, и безопаснее?
– У меня пока нет напарника, разделяющего мои интересы и требования, которые я предъявляю к попутчику на дороге. Хорошо общаться в обычной обстановке можно со многими, но в пути совершенно другие условия. У меня были поездки с людьми, которые оставили о себе двойственное впечатление. Поэтому пока предпочитаю путешествовать в одиночку, мне так удобнее.
Например, во время поездки на Байкал я двигался в интенсивном темпе из-за дефицита времени. По сути – только спал ел и ехал. Причём отдыхал не более необходимого минимума, чтобы не задерживаться. Два дня двигался под холодным проливным дождём. Если бы был попутчик, то, я почти уверен, он предложил бы переждать эти два дня где-нибудь в гостинице, в тепле и комфорте. А так меня никто не задерживал, я ни от кого не зависел и принимал решения исходя именно из собственных потребностей.
Спорт для души
– Чем являются для вас соревнования по мотокроссу?
– Отношусь к ним, как к физкультуре для поддержания формы. Мне нравится соревноваться. Как и в любом спорте, для достижения высоких результатов надо заниматься этим профессионально. На постоянные тренировки у меня нет времени. Но доволен тем, что удаётся соперничать с более молодыми и более заслуженными спортсменами.
Первым приезжал только на местных соревнованиях в Крыловской. С молодёжью соперничать очень трудно, поэтому уже около пяти лет выступаю в категории ветеранов. Тем не менее, среди участников много профессиональных спортсменов со множеством заслуг и регалий. Да и на старте обычно около 20 человек. Поэтому чаще приезжаю где-то в середине и считаю это очень неплохим результатом.
– Значит, стараетесь поддерживать себя в форме? Занимаетесь спортом помимо мотокросса?
– По мере возможности. Немного играл в хоккей на роликах, один раз даже поучаствовал в турнире. Но в летнее время всё же отдаю предпочтение мотокроссу. Зимой езжу в Тихорецк, катаюсь там на коньках.
Раньше занимался каратэ у Василия Павловича Савранского. Это красивый, благородный вид спорта со своей философией. Совершенство техники можно развивать до бесконечности. Вот только жёсткие контактные спарринги уже не для меня, травмы заживают очень долго в силу возраста.
– Интересные у вас увлечения. Особенно учитывая, что управление крестьянским хозяйством, по словам многих фермеров, отнимает всё время, не оставляя его больше ни на что.
– Кому-то хватает одного вида деятельности, и человек этим вполне доволен. Я же считаю, что всегда должно быть ещё что-то для души! Каждому – свое. А время найти можно, это вопрос желания и самодисциплины.
Ю. Бойцов.