память

Они вдоволь хлебнули горя, разделив со взрослыми нелегкую ношу военного времени. Но считали, что ничего героического не совершали. Жили,  работали, терпели лишения  как все.
Ряд лет назад работники Павловского музея записали воспоминания некоторых подростков военной поры. Сохранились заметки, сделанные в семье Бутко.
Василию Павловичу в 1941-м шел шестнадцатый год. Парень работал в колхозе имени Кагановича. С началом войны Василия вызвали в военкомат, дали  лошадь и определили посыльным  – развозить повестки мобилизованным.
А в октябре 1941 года В. Бутко вместе с другими призванными на трудовой фронт отправился на хутор Арпачин на Дону рыть окопы. Жили в  коровниках и конюшнях, питались чем придется, но норму выполняли. Затем ту же работу пришлось  делать вблизи Павловской.
В станице с конца 1941 года открыли госпиталь, куда поступали раненые с Дона.  Тогда же поступил приказ об эвакуации колхозного крупного рогатого скота. И погнал Василий  Бутко в горы  колхозное стадо. На 50-м километре  пути узнал,  что Ростов наши отбили у немцев, и вернулся в Павловскую вместе со стадом.
Та же история повторилась и в 1942-м. Но на этот раз немцы  обошли наши части  с  тыла, и от станицы Новоалександровской все вернулись домой.
В период оккупации Василий  жил и работал в полеводческой бригаде колхоза имени Кагановича, прятался от угона в Германию. После освобождения Павловской призван в армию и направлен на фронт. Участник  освобождения Кубани. Был награжден медалями и орденами.
Его супруга Валентина Федоровна 13-летней встретила войну. Когда фашисты оккупировали станицу, очень боялась хозяйничающих во дворах немцев. Они почти всех заставляли работать на себя. Валентина вместе с   подружками трудилась на колхозном   току – выбивала семечки, сортировала зерно.
Часто и ночевали там, избегая встреч  с немцами в станице. Питались в ту пору очень скудно – ели и макуху, и  лебеду.
– При отступлении немцы сожгли школу имени Ленина и детсад по соседству с нами,  – рассказывала Валентина Федоровна. – Это было страшно. Зато как мы радовались, когда наши солдатики вошли в  Павловскую и этот кошмар закончился.
На память о той поре у В.Ф. Бутко осталась медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
А. Ефремова.