зацепило!
В «Единстве» № 18 от 3 марта опубликовано обращение к жителям Новолеушковской председателя суда чести районного казачьего общества Н. Попова «Необходима памятная доска». Суть – в нашей станице нужно установить доску в честь 100-летия со дня прохождения через Новолеушковскую бойцов Первого Кубанского «Ледяного» похода. Мотивация такова: «Первый Кубанский «Ледяной» поход – это история нашего Отечества. Об этом не должны забывать мы, живущие сто лет спустя».
Немного истории. В конце февраля 1918 года Добровольческая армия потерпела поражение под Ростовом и Новочеркасском. Донской атаман Каледин застрелился, а остатки армии (3-4 тысячи человек) отступили в Сальские степи с намерением прорваться на Кубань. Кстати, кубанцев в ней было мало. 9 марта 1918 года войско генерала Корнилова утром вступает в Новолеушковскую, а утром 10 марта, чтобы избежать окружения, покинуло её. 9-13 апреля Л.Г. Корнилов штурмует Екатеринодар, погибает, а его армия бежит в те же Сальские степи. Пополнившись, они начали второй поход и 12 июля 1918 года захватили Новолеушковскую. Хозяйничали здесь до 6 марта 1920 года. Вот тут-то «герои» «Ледяного» похода показали себя.
Похоже, нынешних казаков мало интересует история родной станицы, а то бы они знали, что до 1977 года на месте нынешнего мемориала стояла скромная пирамидка. Это был памятник 504-м жертвам Гражданской войны. 7 ноября там возлагали цветы, выступали с речами. Подходили близкие замученных белогвардейцами. Неплохо бы прочитать книгу В.К. Панфильца «Кубанская станица», основанную не только на документах, но и на свидетельствах очевидцев.
И вот теперь речь зашла о мемориальной доске, месте, куда благодарные потомки будут приносить цветы. Зачем? Чтобы сохранить у станичников память об атамане Павле Максимовиче Журиде, который на глазах у матери отрубил шашкой голову гимназисту Григорию Шведу за найденные в кармане листовки в поддержку  Советской власти? О Журиде, который собственноручно расстрелял Якова Борозну и Петра Зотова? Или о помощнике атамана И.И. Маслёхе, который на допросе кулаком убил четырнадцатилетнего Павла Зотова? За отказ вступить в Добрармию во дворе своего дома был убит Георгиевский кавалер Емельян Дмитриевич Тышко. Так, глядишь, скоро в Новолеушковской появятся улицы Журиды и Маслёхи.
А что касается, «нашей истории, которую мы не должны забывать», господа казаки, так ведь можно установить памятную доску на поликлинике. Здесь во время оккупации располагался полицейский участок. Тоже ведь история. А еще, если такой зуд, можно водрузить доску на стенах московского Кремля «Здесь с 21 сентября 1610 года по октябрь 1612 года хозяйничало польское войско».
Надеюсь, что новолеушковцы разберутся и не позволят так легкомысленно относиться к истории, особенно к неоднозначным её этапам.
А. Добриян.
Ст. Новолеушковская.