Жизнь казаков в дореволюционный период очень отличалась от той, которая наступила с началом советизации на Кубани, и на сто лет изменила устои и обычаи. Праздники и обряды, которые некогда были главными, теперь больше напоминают культурно-массовое мероприятие, являясь лишь напоминанием былой культуры. Ушли в историю парубковые (юношеские) посиделки на дому, где присматривался казак к девушке, будущей избраннице. Сватовство уже стало больше походить на предсвадебную гулянку или даже прозападную церемонию помолвки, а сам обычай показать себя и увидеть семью невесты – просто ностальгия по некогда установленному порядку.
На хуторах и в станицах уже давно забыли, как всем миром делали замесы самана и строили дома молодожёнам. Нет в них теперь и святого угла, где прежде стояли иконы, которыми провожали на службу и венчали. «Без Бога и не до порога», – говорили казаки и, входя в хату, всегда снимали папаху, глазами отыскивая иконы. Огонёк лампады указывал дорогу свято верящим людям, являясь путеводной звездой всего православного народа. Кто помнит, с какой любовью украшался святой угол? Разве происходило в такой семье хоть одно мероприятие без благословения? Богоугодными делами старалась прославиться каждая семья, каждый двор, потому и строились церкви как основа. Уже никто и не знает, что первые школы в куренях (станицах) открывались при храмах. Просвещение шло оттуда, откуда в итоге вышла и утвердилась вся казачья культура!
Народ православный, живя в вере, очень чтил и любил праздники. Одним из любимых и почитаемых была Пасха.
Загодя старушки и молодые хозяйки шли в церковь, усердно молились, очищая душу от скверны и просили Всевышнего помощи испечь кулич, или, как говорят у нас, паску. Замешивая тесто с молитвой, они понимали, что совершают некое таинство, привлекая силы Господние в дом, в семью.
В моем детстве, лет пятьдесят пять назад, помню, как бабушка и мама ставили на ночь тесто. Потом, просыпаясь по очереди, лелеяли его до времени посадки в печь. Мы, детвора, крутились возле мастериц и, перемазываясь мукой, отщипывали тесто, тут же поедая его. Отмахиваясь от нас фартуком, мама, теперь я уже понимаю, что это было осознанно, освящала нас святой мукой от паски. Мука в доме всегда считалась верхом достатка, а быть измазанным ею в святые праздники для нас, детей, являлось символом благословения на сытую жизнь. Сейчас говорят по-другому – «весь в шоколаде», так представляя благополучие.
Пока пеклись паски в натопленной печи, мы приставали к старшим: «А як цэ було зараньше?». Бабуля сажала нас поближе и рассказывала сказки о Боженьке. Уже с детства мы знали, что Он родился в сельской семье, «шо Ёго батько и матэ много и усердно молились о том, чтобы Господь подарил им сыночка».
«Бог, почув их и дарував малыша. А мыру (народу) було, всим всим, на зэмли сказано, шо родывся Вин – Иесус Христос – сын Божий! Так и вы народылись у нас. Батько з мамой дуже молылысь, тэпэрь есть вы!
Иесус рос быстро и всэ за людэй старався, ото и пострадал от ворогив рода человеческого. Его долго пыталы, и шов Вин на смэрть свою, забрав вси наши грехи. Вин Сам нис хрест свий до миста своего, дэ и був распят на нем. А умэрая, Вин молывся за нас, простых людэй. Тико за нас Вин понис таки страдания. Колы Его поховалы (похоронили), то люды все одно ходили к Нему. А однажды прышлы до Него, а Ёго нема! Забрав Ёго на нэбо Бог Отец, сделав живым, и Вин оттуда баче нас кажного и заботится о нас. Ой, в той день вси люды лыковалы! Христос Воскрес! Христос Воскрес! Так и мы молымся ему и любым Его, того шо мы – козакы, Ёго воинство!».
С вечера бабушка и мама собирались в церковь – освящать паски, сало и крашеные яйца. Этими продуктами они кормили нас и родню – «шоб нэ болилы». С пяти лет за ними увязывался и я. Поверьте, непросто было мальцу выстоять всенощное бдение, но таких, как я, было много. Мы крестились как взрослые и били поклоны. Люди, празднично одетые, обнимали друг друга, целовались и приговаривали: «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе!», – отвечали все на приветствие. Мальцы, вроде меня, и постарше тоже обнимали старых и малых, воистину радуясь друг другу и Богу. Так продолжалось неделю, а потом мы шли на кладбище и провожали умерших прародителей, которые приходили к нам в дом на весь праздник и были окружены любовью и памятью о них.
Сегодня, в век технологий, как никогда очень необходимо живое общение, чтобы тебя услышали, увидели и поняли. В культуре бытия и общения с Богом мы похожи на слабый росточек, который стремится к свету, к небу. Часто стыдясь этого, мы всё одно идем к Нему! А некоторые поворачивают к вере лишь у «последней черты». Какими словами докричаться до вас, люди? Оглянитесь, Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
В. Фоменко,
сотник ККВ, краевед.