Минсельхозом России внесены изменения в Правила рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, вступившие в силу с начала 2018 года. Среди прочего, дополнительные привилегии получили арендаторы водоёмов. По этому поводу в районной администрации провели совещание по теме «Актуальные вопросы по организации деятельности рыбоводных хозяйств Павловского района».

Разъяснения давали представители отдела аквакультуры Азово-Черноморского территориального управления федерального агентства по рыболовству. В зале присутствовали специалисты администрации и все арендаторы рыбоводческих хозяйств района.

Главное изменение в правилах рыболовства, которое обсуждалось на собрании, касается непростых взаимоотношений между главами рыбоводческих хозяйств и рыболовами и звучит так:

В соответствии с пунктом 10.1 Правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утверждённых приказом Минсельхоза России от 01.08.2013 № 293 (далее – Правила рыболовства), граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах рыбохозяйственного значения общего пользования свободно и бесплатно в соответствии с Правилами рыболовства.

Указанным гражданам запрещается осуществлять любительское и спортивное рыболовство в границах рыбоводных участков без согласия рыбоводческих хозяйств – пользователей рыбоводных участков и вне мест, указанных пользователями рыбоводными участками, обозначенными соответственными аншлагами.

Смысл изменений таков – арендаторы водоёмов получили дополнительные права и привилегии. И теперь только они могут решать – можно кому-то ловить на зарыбленных ими участках или нет. И если решат, что нельзя, то любой человек с удочкой или спиннингом у воды будет считаться нарушителем. Объяснения вроде «Я спиннингист и ловлю только хищника» или «Моя добыча лишь караси» больше не будут приниматься во внимание.

Теперь арендатор по закону имеет право на зарыбленном им водоёме полностью запретить посторонним рыбакам лов любой рыбы. Или полностью разрешить. Или брать за возможность посидеть с удочкой оплату в размере, который сам посчитает нужным.

Естественно, такое нововведение вряд ли понравится порядочным рыболовам, которые привыкли соблюдать договорённости и ловить на зарыбленных водоёмах только хищную или аборигенную рыбу. Ещё меньше оно понравится тем, кто под видом ловли карася привык потихоньку таскать из реки откормленного кем-то другим сазана и карпа.

Если трезво и без эмоций разобраться в ситуации и сравнить арендованный водоём и общественный, то разница будет огромной. Участок реки или пруд, имеющий хозяина, будет чистым и ухоженным, да к тому же полным рыбных запасов. Как выглядят бесхозные водоёмы, все мы знаем. Заваленные мусором берега и почти полное отсутствие рыбы, которую нещадно выловили сетями и выбили электро­удочками. Слишком много у нас людей, для которых «общественное» означает «ничьё». Они стремятся хапнуть раньше и больше других, не думая об остальных. А когда вычерпают всё, то обязательно скажут: «Уже рыбы нигде не осталось, всё захватили проклятые арендаторы! Пусть теперь делятся!»

Есть ещё одна распространённая претензия: «Я здесь живу, с детства ловлю, а теперь реку рядом с домом кто-то занял. Почему я должен куда-то ехать?» С одной стороны – звучит справедливо. Но с другой – не надо забывать, что ещё несколько лет назад власти сделали реверанс в сторону рыболова-любителя и законодательно запретили аренду водоёмов в черте населённых пунктов. Получается, что самые ближние водные угодья как раз-таки никем не заняты.

Есть много других проблем. Например, практически никто из аграриев не соблюдает правила прибрежной зоны. Грешат этим как фермеры, так и крупные хозяйства. Нередко посевы зерновых культур доходят до самого прибрежного камыша. Без применения химических удобрений и средств обработки хороший урожай не получишь. Но после выпадения осадков всё это стекает в реки и наносит ущерб рыбным запасам побольше, чем браконьеры.

Дотации господдержки почему-то обходят стороной владельцев рыбоводческих хозяйств района. А ведь деньги по этому направлению хозяйственной деятельности на Краснодарский край выделяются, пусть и небольшие. Тоже есть над чем подумать.

Естественно, поправки, дающие больше прав арендаторам, проблему в одночасье не решат. А первое время, возможно, даже обострят. Обязательно найдутся нарушители, которые захотят наплевать на закон, будут задержаны и наказаны. Но очень хочется верить, что после этого арендаторы и любители рыбалки начнут, наконец, диалог и научатся договариваться.

Ю. Бойцов.