В конце 1920 г. в станице Новопластуновской была создана ячейка Российского комсомола (РКСМ). Секретарем её стал Павел Близнюк.

Март 1926 г. (слева направо): в нижнем ряду секретарь ячейки ВЛКСМ Григорий Устименко, член бюро Петр Свитко. В верхнем ряду женорганизатор ячейки ВКП(б) Анастасия Свитко, члены бюро ячейки ВЛКСМ Афанасий Кирносенко, Федор Беловол, Татьяна Свитко.

Всех комсомольцев зачислили в часть особого назначения (ЧОН) под командованием Ивана Ивановича Бобырева, вооружили винтовками, и молодежь вместе со взрослыми станичниками несла охрану общественного порядка. Комсомольцами-чоновцами были   Григорий Марченко, Николай Цывенко, Иван Стетюха, Петр Свитко, Федор Беловол, Павел Близнюк, Григорий Устименко и многие другие.

В феврале 1921 г. комсомольцы Василий Крюков и Лёва Чумаченко разыскали расположение банды Сидельникова. В непогоду они нашли хутор, где их обогрели и накормили хозяева (между Копанской и Старощербиновской), представились они дезертирами Красной Армии, попали в банду, где им выдали оружие и лошадей. Пришлось Васе и Лёве прожить в банде шесть дней, осмотреться, войти в доверие банды и ждать удобного случая. Потом они сообщили о местонахождении банды в Староминский ЧК, банду в 150 сабель уничтожили.

После образования Павловского района в состав комсомольской ячейки входили Иван Стетюха, Афанасий Кирносенко, Федор Беловол, Василий Крюков, Иван и Михаил Цыбизовы, Александр Скопинцев, Василий Гапич, Павел Близнюк, Григорий Устименко, Иван Долгий и другие. Часто с комсомольцами встречался секретарь Павловского райкома ВКП(б) Максим Васильевич Лебедев.

Много славных дел организовали и провели новопластуновские комсомольцы. Так, в начале 1925 г, у членов бюро ячейки РКСМ возникла инициатива оказать помощь некоторым семьям погибших красных партизан. Они составили расчеты и предположения и посоветовались со своими комсомольцами и несоюзной молодежью.

Для посева 15 га пшеницы требовалось семян 150 пудов, нужны были лошади и инвентарь, а этого как раз комсомольская ячейка не имела. Собравшаяся в клубе молодежь одобрила инициативу бюро и решила посоветоваться с родителями и обеспечить комсомольский воскресник семенами и инвентарем.

За три дня было свезено на сборное место 160 пудов пшеницы, 50 пудов ячменя. В субботу вечером появились лошади, брички, плуги, сеялки и бороны.

На рассвете юноши и девушки с песнями приступили к пахоте и севу. Для подшефных было посеяно 16 га пшеницы, а 5 га ячменем посеяно как фонд ячейки РКСМ на строительство спортгородка и ремонт сцены.

Хорошо также работали с молодежью комсомолки – женорганизаторы Юлия Романенко, Татьяна Свитко, Надежда Шевченко, Вера Катричко, Анна Золотоверхова.

К середине 1925 г. в новопластуновской комсомольской ячейке насчитывалось 25 комсомольцев, из них шестеро проживали на хуторе Бальчанском. В январе 1927 г. на этом хуторе была организована комсомольская ячейка: «Имея на хут. Бальчанском 5-ть комсомольцев, далекое расстояние от ячейки Ново-Пластуновской, куда они прикреплены, и желание их организовать ячейку, бюро райкома находит возможным организовать там ячейку. Секретарем утвердить тов. Мартынюка, члена райкома ВЛКСМ. И для постоянной работы и руководства от райкома прикрепить члена РК тов. Григория Устименко, возложив ответственность за работу ячейки».

Многие комсомольцы позже хорошо проявили себя на другой работе. Николай Ананьев и Василий Крюков работали в райкоме комсомола, затем на хозяйственной работе. Михаил Цыбизов был секретарем райкома комсомола Павловского района (1926-1927 гг.), позже работал в г. Нальчике, Павел Близнюк – председателем колхоза, Евгений Потапов – директором совхоза, Федор Беловол – колхозником-строителем, Татьяна Свитко – работницей нефтеперегонного завода, Григорий Марченко – на хозяйственной работе, Дмитрий Вильковченко – генералом, Петр Свитко – полковником Советской Армии.

Евгений Дикий,

краевед.

(По материалам архивных дел ЦДНИ КК).