После рейдов экологической чистоты пришло время проверить, как ведётся борьба с сорной растительностью в райцентре и его окрестностях. В качестве эксперта в очередной раз пригласили Александра Чёрного, который много лет работал в районном отделении Россельхознадзора.

На очистных завода

Начать решили с осмотра полей фильтрации сахарного завода, потому что об этом неоднократно просили читатели «Единства». По пыльной дороге, изъезженной самосвалами с жомом, доехали до ближайших чеков и дальше пошли пешком.

Осмотр не порадовал. Земляные насыпи густо поросли сорняками в рост человека и камышом. Такая же картина была и внутри искусственного сооружения – дно рукотворных бассейнов также было покрыто сорной растительностью. Дальше решили не ходить, поскольку картина и так была примерно понятна.

Пояснение Александра Чёрного:

Прекрасно помню, как выглядели чеки полей фильтрации в советские времена. Насыпи были абсолютно чистые от сорняков и камыша, за этим очень тщательно следили и вовремя уничтожали сорняки. Дно пустых чеков тоже всегда было свободным от сорной растительности.

То, что мы наблюдаем сейчас, является нарушением санитарных норм, так быть не должно.

У редакционного автомобиля нас ожидал работник сахарного завода, представившийся начальником службы контроля Виктором Козловым. Он сказал, что на вверенной ему территории не должны расхаживать люди, так как здесь работает техника, угрожающая безопасности людей.

Подъехал ещё один сотрудник завода, заместитель главного инженера Александр Шевченко. Он пояснил, что техника для борьбы с сорной растительностью на заводе имеется и такие работы ведутся, просто мы заехали не с той стороны, иначе сами бы всё увидели. Договорились приехать через неделю.

Всё не так, как кажется

В условленное время нас уже ждали транспорт и Александр Шевченко в качестве экскурсовода. Первоначальное мнение о запустении на территории очистных чеков очень сильно изменилось в лучшую сторону.

Дело в том, что во время первого визита мы действительно увидели два крайних очистных сооружения, не работавших уже около 20 лет. За то время, что завод переходил из рук в руки, никто не занимался модернизацией производственных мощностей, а уж о полях фильтрации тем более и не вспоминали. Естественно, бесхозные чеки за это время полностью заросли сорняками и камышом. С приходом два года назад компании «Агрокомплекс» мощности завода наконец-то стали восстанавливать и модернизировать. Вспомнили и об очистных сооружениях. К этому времени в более-менее рабочем состоянии осталось 30 чеков. Их приводят в порядок в соответствие с техническими нормами – восстанавливают земляные валы, очищают и углубляют дно, производят его рыхление.

Все эти работы наблюдали собственными глазами. В одном месте трактор косил камыш, в другом – восстанавливали первоначальные контуры очистного чека. В третьем – люди практически заново выкладывали колодец системы подачи воды. К слову, таких новеньких сооружений по пути нам попалось несколько. Кроме того, идут масштабные работы по очистке и углублению главного накопительного водоёма, задействованы несколько тяжёлых бульдозеров и самосвалов.

А. Шевченко пояснил, что завод перешёл в структуру «Агрокомплекса» в плачевном состоянии и моментально привести его к идеалу не получится при всём желании. Но для этого есть все предпосылки – средства, техника и люди. Поэтому работы ведутся и будут продолжаться. Сомневаться в его словах не приходится, поскольку мы убедились в переменах. Например, искусственный водоём-отстойник между Павловской и Краснопартизанским обновили, укрепили дамбу. Никакого неприятного запаха, вода выглядит, как в обычной реке, плавают дикие утки. На источник нарушения экологических норм этот пруд не похож.

Амброзия укрыла шпалы

Осмотрели железнодорожное полотно на въезде в Павловскую со стороны базы сжиженного газа. Увидели большое количество кустов амброзии между шпалами. Некоторые уже довольно большие. Почему их никто не скашивает? Ведь приближается пора цветения, и аллергенную пыльцу ветром понесёт во все стороны, в том числе и на улицы райцентра. И будет отравлять людей.

Проблемная улица Толстого

Въехали в Павловскую и свернули на улицу Толстого. Вдоль лесополосы по обочине дороги полно сорной растительности. Эта территория на окраине станицы постоянно доставляет проблемы из-за стихийных свалок, а в тёплое время года здесь буйно растут сорняки. Да так, что вымахали уже до половины высоты дорожного знака, установленного здесь.

«Джунгли» на окраине

На краю Азовского микрорайона, на улице Краснодарской, заросли вдоль лесополосы ещё выше и гуще. Помимо сорняков, вдоль дороги прорастают молодые побеги деревьев. Если так пойдёт и дальше, то сплошная зелёная стена подступит к самому асфальту. Интересно, что думают по этому поводу жители частных домовладений, расположенных через дорогу от этих «джунглей»?

В районе Чумачкиной гребли растительности не дают разгуляться. Но если двигаться вдоль реки в сторону хутора Шевченко, то можно увидеть заросшие сорняками поля. Это выглядит довольно странно, учитывая дефицит земельных участков в районе.

Вокруг нового дома

Далее проехали по улице Зелёной. Там расположено муниципальное жильё для детей с непростой судьбой. Это здание с жёлтой оградой хорошо видно с дороги, ведущей в сторону Октябрьской. Однажды мы уже писали о том, что бывшие дети не торопятся расставаться со своим прошлым и налаживать стабильную жизнь в любезно предоставленных им квартирах.

Вот и в этот раз ситуация не улучшилась. Заросли сорняков высятся и перед домом, и внутри ограды. Причём разрослись они уже выше забора, поскольку кусты во дворе можно заметить с улицы по торчащим верхушкам. Осмотр показал, что живут в этом здании далеко не во всех квартирах. О чём свидетельствуют ржавые двери, немытые окна, заросшие травой входы. То же самое подтвердила и вышедшая к нам одна из обитательниц жилья.

Заросшие рельсы

Побывали на другом въезде в райцентр, возле памятника «Танк». Вокруг железнодорожного переезда всё в порядке – лужайки аккуратно подстрижены, деревья и бордюры побелены. Но стоит пройти по железнодорожному полотну метров 30 вправо или влево, как обнаружишь нескошенные кустики амброзии. Скоро эта поросль превратится в большие кусты, а у амброзии наступит пора цветения. А рядом – жилая зона. В прошлом году работники железной дороги лучше следили за порядком, высаживали вдоль полотна целые десанты людей с триммерами, которые не оставляли сорнякам ни единого шанса. Почему бездействуют в этом году?

И знаки спрятались

Посетили микрорайон, который находится справа на выезде из Павловской в сторону станции Сосыка-Ростовская. К нему ведёт уютная, но сильно заросшая сорняками асфальтированная дорога. Обочину скосили, но только с одной стороны и не более, чем на метр в ширину. Заросли сорняка со стороны поля оплетают столб дорожного знака ограничения скорости. А с другой стороны дороги разросшиеся ветви лесополосы полностью скрывают ещё один дорожный знак, ограничивающий скорость движения 40 километрами в час. Получается, что помимо неэстетичного вида, заросли негативно влияют на безопасность движения.

На территории микрорайона ситуация типичная. Там, где живут люди, сорняки скошены. Но попадается довольно много нежилых участков, на которых бурьян стоит стеной. Кто-то, видимо, очень хочет попасть на заседание административной комиссии и заплатить штраф за ненадлежащее использование земельного надела.

Напоследок «любуемся» детской площадкой, установленной рядом с густой лесополосой. Это одинокий песчаный островок посреди зелёного моря зарослей сорняков. Детские домики не со всех ракурсов видно с дороги из-за буйной растительности.

Краткое резюме

«Этим летом жаркая и засушливая погода не дала как следует разгуляться амброзии, – подвёл итоги рейда А. Чёрный, – но это только пока. Недавние дожди моментально подстегнут рост этого аллергенного растения, да и других сорняков тоже. Заметно, что с вредной растительностью пытаются бороться, но этих мер явно недостаточно. Амброзия и не думает сдаваться».

Ю. Бойцов. Фото автора.