Звонок вновь позвал ребят на урок. Учебный год 2018-2019 стартовал торжественными линейками во всех школах. 30 августа в районном Дворце культуры прошла традиционная августовская педагогическая конференция. Накануне интервью газете дала руководитель управления образованием районной администрации Т.В. Чекина.

Дошкольное образование

– Татьяна Владимировна, позади итоговая аттестация выпускников, организация детского отдыха, подготовка к учебному году…

– В эти дни в обновленные детские сады, школы, учреждения дополнительного образования (всего 52 организации) пришло более 9,5 тысячи ребят. Им надо создать комфортные условия для получения прочных знаний. Мы с этой задачей справились – все учреждения признаны готовыми к работе.

Теперь самое важное – учебный процесс. И начинается он с дошкольного образования. С радостью могу сказать, что в настоящий момент все дети в возрасте от 3 до 7 лет имеют возможность посещать детские сады – очереди, как было еще несколько лет назад, нет. Действуют 27 детских садов и одна дошкольная группа при школе № 21. К концу 2018-го в детском саду № 6 ст. Новолеушковской появится модульная пристройка на 20 мест для детей раннего возраста. А до этого события двух- и трехлетние малыши посещают группу кратковременного пребывания с трехразовым питанием.

Для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья работают группы компенсирующей направленности в пяти детских садах (№№ 1, 7, 9, 18 и 26), еще в четырех (№№ 2, 4, 15, 26) функционируют комбинированные группы, где занятия с воспитанниками проводят логопеды, еще шесть учреждений (№№ 1, 4, 7, 15, 18 и 26 ) имеют штатных педагогов-психологов. Всего образовательную услугу получают 59 детей с ограниченными возможностями и 21 ребенок-инвалид.

На базе восьми детских садов (№№ 1, 4, 9, 7, 11, 15, 18, 26) в консультативных центрах родители, чьи дети не посещают сады, могут получить методическую, диагностическую и другую помощь по воспитанию и обучению своих чад.

– Эта услуга востребована?

– Да. За 2017-й было 323 подобных обращения, а за первое полугодие 2018-го уже 297.

– Во сколько обходится родителям пребывание ребенка в дошкольном учреждении.

– 1430 рублей в месяц (в группах с 10-часовым пребыванием), 1700 рублей – в группе с 12- часовым (такая есть в детсаду № 4 ст. Павловской), в группе с кратковременным пребыванием – 1130 рублей. Для семей, воспитывающих детей-инвалидов и многодетных применяется льгота (50 %), для матерей-одиночек, получающих ежемесячное пособие на детей (25 %).

Особое внимание – укреплению здоровья подрастающего поколения. Дети активно вовлекаются в занятия спортом, различные соревнования. Не забываем и о воспитательной работе – для малышей организованы масштабные районные мероприятия «Зарница», концерт «Чтобы помнили», фестивали и конкурсы «Музыкальная весна», «Дети земли Кубанской» и другие.

– Кадровый вопрос решен?

– На 1 сентября штаты дошкольных образовательных учреждений укомплектованы полностью. Из 273 педагогов 92 имеют высшее образование, 9 – высшую категорию. На конкурсах профессионального мастерства выявляем лучших. В прошлом учебном году в них победили воспитатель сада № 26 С.Н. Голобородько (конкурс «Лучшие педагогические работники дошкольных образовательных учреждений»), Е.А. Нестеренко (№ 26, «Лучший молодой педагог»).

В июле 2018-го И.А. Беляева (детский сад № 15) была признана лучшим в районе педагогическим работником дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольное учреждение № 1 ст. Павловской (рук. Д.В. Соколовская) победило во всероссийском конкурсе «Образцовый детский сад». Оно вошло в число 1000 лучших в стране.

Какие проблемы вы видите в дошкольном образовании?

– Требуют замены технологическое и спортивное оборудование, инвентарь. Активное внедрение новых технологий и инновационных программ предполагает соответствующую квалификацию педагогов, а высшая категория, как я сказала ранее, пока только у девяти работников.

По стандартам

– Школы, как известно, переходят на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

– Поэтапное их внедрение продолжается и у нас. По новым стандартам будут учиться 6117 учащихся 1-11 классов. В наступившем учебном году ФГОС среднего общего образования будут апробировать 7 школ. В пяти из них на эти стандарты перейдут только ученики 10-х классов, а в двух – №№ 3 и 12 – еще и обучающиеся 11-х классов.

С 2016-го действуют ФГОСы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в начальной школе. Каждому ребенку дана возможность получать знания в учреждениях любого типа. Для этого должны быть созданы соответствующие условия (пандусы, лифты, специальное учебное и медицинское оборудование). Обучать таких детей даже индивидуально очень сложно, а когда еще и идет процесс адаптации в среде светсников – сложней вдвойне. Тем не менее, в прошлом учебном году в школах в начальных классах обучались 20 ребят с ограниченными возможностями здоровья, а в начавшемся учебном году – 41. Еще 8 детей-инвалидов получают образование дистанционно.

Результаты аттестации

– Введение государственных стандартов должно, вероятно, способствовать повышению качества знаний выпускников, и как итог – успешному прохождению им государственной итоговой аттестации. Как они справились с ЕГЭ?

– В целом лучше, чем в прошлом году. Однако из 309 выпускников один ученик не получил аттестат о среднем общем образовании, так как не смог сдать ЕГЭ по математике базового уровня ни в основной период, ни в дополнительный, теперь экзаменоваться будет в сентябре.

В 2018-м по физике, химии, информатике, истории, литературе и биологии результаты выше среднекраевых. А по географии – так и остались ниже средних по региону. Хуже сдали ребята и иностранные языки – немецкий и английский. Особая благодарность учителям русского языка и химии СШ № 3 за подготовку выпускницы Дарьи Назаренко, которая получила по этим предметам по 100 баллов.

Средний балл по русскому языку 74,8 (в 2017-м было 69,7). По профильной математике – 48,3 балла (на 0,1 выше прошлогоднего).

– Какие предметы самые популярные?

– Кроме обязательных – математика и русский, дети чаще выбирали для сдачи (и поступления) обществознание (148 человек), физику (60 ), биологию (40).

– Медалисты оправдывают свои высокие отметки в журналах?

– Из 48 медалистов самые высокие результаты (более 70 баллов) на ЕГЭ показали ребята из СШ №№ 3, 9, 11, чем подтвердили свои оценки, а низкие – у выпускников школ № 13, 14, 16 и 4. 15 из 45 одиннадцатиклассников шести школ района набрали по некоторым предметам более 70 баллов. Получается, что только 30 процентов медалистов подтвердили свои знания. Поэтому каждый, кто претендует на медаль, будет находиться под пристальным вниманием администрации школы и управления образованием.

– В прошлом году 7 школ, чьи девятиклассники и одиннадцатиклассники показали низкие результаты на итоговой государственной аттестации, вошли в проект министерства образования «Сдать ЕГЭ про100» и получали методическую помощь.

– У них есть положительная динамика – как по среднему баллу, так и по количеству обучающихся, которые не прошли порог успешности.

– А как же сдавали экзамены девятиклассники?

– К итоговой аттестации были допущены 606 выпускников. Они сдавали 4 предмета – два по выбору и два обязательных. Один ребенок не смог сдать экзамены по трем предметам в основной период. Для него будет организована пересдача в сентябре. Лучше прошлогодних результаты по химии, физике, истории, географии, литературе. Выше среднерайонных баллов по математике у девятиклассников школ №№ 1, 2, 3, 10, 11, 12, и 16, а по русскому у учащихся школ №№ 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 12, 17.

Подробный анализ итоговой аттестации выпускников 9-х, 11-х классов 2018 года мы проведем в сентябре на районной конференции, посвященной результатам оценочных процедур.

Работа с одаренными

– Олимпиады по предметам – это еще один способ для выявления одаренных и талантливых ребят.

– И еще один способ, помимо экзаменов, независимой оценки качества образованности учеников.Всероссийская олимпиада школьников традиционно проводилась практически по всем предметам для учащихся 7-11 классов. Набравшие необходимое количество баллов и занявшие высшие строчки в рейтинге направлялись на региональный этап.

На него были приглашены 34 учащихся из 7 школ района (№ 1, 2, 3, 4, 9, 10, 12). Призерами регионального этапа олимпиад стали: Егор Бескопыльный по химии (СШ № 1, учитель Н.В. Бондарева), Савелий Кульпинов по биологии (СШ № 2, Е.Ю. Потурнак), Валерия Цапко – журналистика (СШ № 2, И.И. Подсекина) и Илья Фомашин – физика, политехническая (СШ № 2, Е.Н. Левченко).

Еще наши ученики участвовали в 89 конкурсах разного уровня. Победителями и призерами краевых и всероссийских конкурсов стал в 2017-2018 учебном году 51 обучающийся из школ № 2, 10, Центра детского творчества (ЦДТ) ст. Павловской, Домов детского творчества (ДДТ) ст. Атаманской и Старолеушковской.

Есть и юные звездочки: обучающиеся ЦДТ Карина Гашина – победитель в трех конкурсах, Юлия Лаптева и Александра Птащенко – победители и призеры двух конкурсов; воспитанница ДДТ ст. Атаманской Полина Людке – призер двух конкурсов, творческий коллектив «Тополёк» ДДТ ст. Старолеушковской тоже дважды становился призером и один раз победителем.

Как видите, хороших результатов добиваются дети, занимающиеся в учреждениях дополнительного образования. Всего же кружки и спортивные секции посещают 6636 обучающихся или 98 % от общего числа школьников.

Учителя учатся

– Насколько важна квалификация педагогов.

– Это одно из главных условий получения качественного образования. Только высокопрофессиональные и заинтересованные в результате учителя могут дать прочные знания ученикам.

Наша гордость

Число педработников (и учителей, и руководителей), прошедших аттестацию неизменно растет. Если три года назад было аттестовано 80 человек, то в 2017-2018 эту процедуру прошли 140 человек.

Ежегодно коллеги участвуют в профессиональных конкурсах. Мы гордимся их достижениями. Это В.С. Савельева (ДДТ ст. Старолеушковской, краевой конкурс «Дебют с мастером», победитель), О.А. Орел (СШ № 12, всероссийский конкурс «Мой лучший урок», победитель), Е.В. Фоменко (СШ № 2, региональный этап всероссийского конкурса «Учитель года 2018», победитель), С.А. Роговская (СШ № 17, краевой конкурс «Учитель года Кубани по основам православной культуры», призер), А.И. Ильяшук (ДДТ ст. Атаманской, региональный этап всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», призер). Т.Н. Колмычек (СШ № 3) и Л.В. Левина (конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Краснодарского края (в рамках приоритетного национального проекта «Образование»), победители), А.Н. Лазарева (СШ № 6, краевой конкурс эссе на тему «Революция 1917 года в России глазами современного человека», победитель), М.И. Воловодова (СШ № 3, краевой конкурс «Лучшие экспозиции кабинетов кубановедения: 80 лет Краснодарскому краю», призер). Е.В. Фоменко на всероссийском этапе конкурса «Учитель года» в сентябре в Санкт-Петербурге будет представлять Кубань. Мы все желаем ему успеха!

– Какие же стратегические цели намечены?

– Прежде всего – создание комфортных и безопасных условий пребывания и обучения детей во всех учреждениях. И конечно же, повышение качества обучения на всех уровнях образования и дальнейшее развитие системы дополнительного образования.

Общими усилиями, при поддержке администрации района должны справиться с намеченным. А сегодня поздравляю учеников и коллег с началом учебного года. Каких бы высот ни достигал человек, путь к ним начинается 1 сентября. Крепкого всем здоровья и благополучия в семьях.

Беседовала В. Максимова.Фото М. Касьяна.