Как предупредить детский травматизм на дорогах?

Перед началом учебного года в редакции газеты «Единство» проведен круглый стол по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В нем участвовали начальник отдела ГАИ райотдела полиции О.Ю. БОНДАРЕНКО, и.о. главы Павловского сельского поселения Н.В. ЛЕВЧЕНКО, заместитель начальника управления образованием районной администрации Н.А. ПОПКО, начальник отдела по делам несовершеннолетних при администрации Павловского района И.Ю. ПАВЛЕНКО, директора школ Р.В. КАДЫРОВ (СШ № 2), Т.Н. ЕСИПЕНКО (СШ № 10), С.С. ПРИХОДЬКО (СШ № 12), замдиректора по воспитательной работе СШ № 1 М.В. ЛЯХ и инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения Э.В. ДМИТРИЕНКО.

Вопросы участникам разговора задавал автор этого изложения.

******

 Неутешительная статистика

Надо сразу же оговориться: инициатива в проведении круглого стола исходила исключительно от отдела ГАИ. Неудивительно поэтому, что именно его руководитель кратко ознакомил присутствовавших с ситуацией на дорогах района, в том числе – применительно к теме беседы.

О.Ю. БОНДАРЕНКО: – С начала года в районе произошли 52 аварии. В них 11 человек погибли и 70 – ранены. 12 месяцев назад статистика была более благоприятной, т. к. ДТП   зарегистрировано на 10 меньше, а раненых – на 23. Хотя погибших в 2017-м – на 3 больше. Об авариях с участием детей и подростков. Таковых – 11: в них – 1 погибший и 13 травмированных. Год назад соответствующая статистика следующая:   ДТП было на 9 меньше, раненых – на 11. Обошлось без жертв аварий.

– Не могу не спросить: пострадавшие в ДТП и их участники – жители района или «транзитники»?

– Больше среди раненых тех, кто ехал через наш район. Тем не менее нельзя не понимать: ошибки водителей, из-за которых страдают дети, характерны для всех без исключения.

– Можете провести пару примеров?

– В марте с.г. ученик одной из школ района взял без спроса автомобиль «Хёнде Акцент» и, двигаясь по ул. Магистральной, не справился с управлением и врезался в дерево. В больницу пришлось доставлять не только горе-водителя, но и его пассажира, ученика другой павловской школы. Это ДТП произошло в 22 часа. Вот что значит бесконтрольность со стороны взрослых.

Еще пример. Тогда же, в марте, взрослый мужчина доверил управление квардроциклом сыну, 2010 года рождения. Сам находился сзади. Мальчик, не имея опыта и прав управления, наехал на препятствие – мусорный контейнер. Оба с различными травмами доставлены в больницу. О чем думал отец, доверяя семилетнему «взрослое» средство передвижения?!

– Вопрос риторический…

– Совсем недавно, в августе, авария отмечена на автодороге Староминская – Ленинградская – Павловская. Подросток, 2000 г.р., не имея водительских прав, сел за руль «Лады – 217130» под градусом. В результате – ДТП с участием трех транспортных средств и с шестью пострадавшими, включая дружка незадачливого водителя,   павловчанина, 2001 г.р. И только сам находившейся за рулем «Лады» отделался испугом. Замечу: если бы владелец легковушки не оставил накануне ключи в замке зажигания, ничего бы не случилось.

– Факт лишний раз напоминает о том, что ответственность за подобные инциденты всегда лежит на взрослых. Но как предупредить подобные ситуации?

******

 В рамках регионального проекта

Н.А. ПОПКО: – Действительно, халатность взрослых часто ведет к печальным последствиям. Но и сами подростки порой не научены правильно ориентироваться в дорожной обстановке, нередко не знают ничего о правилах дорожного движения. Необходимо с раннего возраста обучать ребенка безопасному поведению на улицах.

В школах с этой целью ведется систематическая работа – в рамках регионального проекта «Безопасные дороги Кубани». Кроме бесед, инструкций и лекций, используются и так называемые мобильные автогородки.

В период с 20 августа по 9 сентября проходит профилактическое мероприятие «Внимание – дети!». Оно включает реализацию целого комплекса задач по улучшению навыков безопасного поведения ребят на дорогах. А с 18 сентября по 18 октября во всех школах состоится месячник «Безопасная Кубань»: немало внимания будет уделено недопущению детского дорожно-транспортного травматизма.

Т.Н. ЕСИПЕНКО: – На все эти темы предстоит методично говорить с начала учебного года. Самое сложное – найти взаимопонимание с родителями детей. Некоторые из них, к сожалению, полностью отдают воспитание на откуп школе. Изменить безучастное отношение взрослых к безопасности крайне сложно.

Только убеждение

– Есть хоть какие-либо рычаги воздействия на них?

– Только – слова. Даже если ученик полностью неуправляем из-за равнодушия родителей, педагог должен прибегать исключительно к убеждению.

– А «неуды» по поведению?

– Они давно упразднены. Как и возможность исключить подростка из школы за систематическую неуспеваемость или плохую дисциплину.

Р.В. КАДЫРОВ: – Административный кодекс как средство воздействия на нерадивых водителей вступает в силу только постфактум – когда что-то неприятное уже произошло.

И.Ю. ПАВЛЕНКО: – В сложившейся ситуации, если говорить о безопасности на дорогах, остается только одно: еще более активно выявлять тех, кто склонен к нарушениям ПДД. За период с начала года на девятерых родителей наложено в общей сложности 80 тысяч рублей штрафов за нарушения их детьми Правил дорожного движения.

О.Ю. БОНДАРЕНКО: – Сотрудники ГАИ постоянно проводят рейды по выявлению подростков, игнорирующих нормы дорожной безопасности. Однако невозможно приставить инспектора к каждому потенциальному нарушителю. Больше всего их по какой-то причине проживает в окрестностях СШ № 3.

– Как в Павловской обстоят дела с обустройством подъездов к школам?

Н.В. ЛЕВЧЕНКО: – «Зебры» и «лежачие полицейские» имеются возле всех школ райцентра. А вот мигающие светофоры и перильные ограждения есть пока не везде.

– Как скоро преодолеете такого рода недостаток?

– Надеюсь, в 2019 году это удастся сделать.

Т.Н. ЕСИПЕНКО: – На территории СШ №10 есть базовая – для всего района – площадка по проведению соревнований юных инспекторов движения. Однако состояние ее оставляет желать лучшего.

– То есть речь снова идет о проблеме финансирования?

Н.А. ПОПКО: – Только на замену пришедшего в негодность асфальтового покрытия требуется порядка миллиона рублей. Кроме того, необходимо кое-какое дополнительное оборудование. Мы прилагаем все усилия, чтобы средства из районного бюджета в конечном счете были выделены.

Адресная  профилактика

С.С. ПРИХОДЬКО: – Основная наша задача – предупреждение ДТП с участием детей и подростков. Считаю, что надо более заинтересованно работать с теми родителями, чьи дети склонны к нарушениям ПДД. То есть такая профилактика должна быть адресной. Следует чаще вызывать недобросовестных взрослых в школы для бесед с ними – с привлечением сотрудников ГАИ.

Р.В. КАДЫРОВ: – У нас в Павловской – два автодрома, которые можно было бы использовать для привития молодым людям навыков по вождению и закрепления знаний ПДД. Если есть соответствующее желание у подростка, он мог бы выезжать на автодром вместе, скажем, с отцом, у которого есть водительские права и автомобиль.

О.Ю. БОНДАРЕНКО: – Такое обучение противоречило бы требованиям законодательства. Чтобы обучать на автодроме, и машина должна быть соответствующим образом оборудована, и обучающий – иметь необходимый сертификат.

Вот что хотел бы подчеркнуть: и педагог, и инспектор ГАИ должны постоянно объяснять родителям: приобретение ребенку мотоцикла равносильно покупке… смерти. К сожалению, осознание несложной истины приходит к некоторым слишком поздно.

И еще один момент: в школах следует чаще использовать «шоковую терапию», когда взрослым на экране демонстрируют начальные последствия аварий.

– Может, стоило бы к таким показам привлекать и самих подростков – хотя бы с демонстрацией только «щадящих» кадров?

– Мы, сотрудники ГАИ, не имеем такого права – ввиду неокрепшей психики ребенка…

Подмена  невозможна

Э.В. ДМИТРИЕНКО: – Неплохо было бы использовать родительские патрули – с участием инспекторов ГАИ или без них. Отцы и матери школьников могли бы контролировать дорожную ситуацию возле школ, делать замечания нарушителям – взрослым и детям. Пока у нас такое не практикуется. Инициатива должна, видимо, исходить от самих родителей…

Вот такая беседа имела место в редакции. Из сказанного выше можно сделать вывод: все, что есть в арсенале сотрудников ГАИ и педагогов, в той или иной мере используется для предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма. Самым ущербным звеном в воспитании школьников, осознающих опасности дороги и несоблюдения ПДД, остаются некоторые родители. Повлиять на них, достучаться до их сознания крайне сложно, а порой невозможно.

Представление о том, что родители – самые первые учителя и воспитатели, – остаётся нередко лишь красивой фразой. Подменить отцов и матерей учителями – задача нереализуемая, да и бессмысленная. Поэтому и случаются время от времени аварии, которых могло не быть. Если бы…

Е. Власенко.