Амброзия на рельсах железнодорожного переезда возле памятника «Танк».

Из-за жаркого засушливого лета амброзия и другие сорные растения в этом сезоне несильно докучали жителям Павловской. До определённого момента. В последнее время участились жалобы в редакцию «Единства» на заросли аллергенного сорняка, особенно вдоль полотна железной дороги, проходящей через станицу. Решил увидеть всё своими глазами.

На переезде

Въезд в станицу со стороны памятника «Танк». Кусты амброзии растут как на железнодорожной насыпи, так и вдоль неё. Если пройти по красивым подстриженным лужайкам до лесополосы прямо за памятником, то можно увидеть заросли «пищи богов» высотой более метра рядом с деревьями. А поскольку у этого растения сейчас время цветения, можно себе представить, сколько аллергенной пыльцы разносит ветер над райцентром.

Заросшие знаки

Не доезжая до станции Сосыка-Ростовская, свернули направо по асфальтовой дороге к микрорайону, где видели много сорняков во время прошлого рейда. Растительность по-прежнему оплетает дорожные знаки больше чем на половину высоты столба. Интересно, куда смотрят дорожные службы? Ещё один знак ограничения скорости совсем скрылся в ветвях разросшейся лесополосы. Он не то что нечитаем, а просто невиден. Вот вам и безопасность движения.

Заросший камышом и сорняками пустырь возле улицы Чапаева.

Доехали до частных домовладений. Этот район относительно молодой, поэтому не везде люди успели полностью построить дома. Многие стоят нежилые, без ограды. Есть и совсем пустые участки. Один такой прямо на въезде встречает нас высокими густыми зарослями сорняков. Всё как обычно – на обжитых участках территория благоустроена, растительность скошена. На нежилых стоит стеной.

Одно радует – детская площадка, которую было не видно из-за зарослей сорняков в прошлое посещение, теперь приведена в порядок. Всегда бы так.

Свалка возле трассы

Далее осмотрели железнодорожное полотно на повороте на Очеретоватый. К сожалению, лесополоса рядом с асфальтом ужасно замусорена. Бумажки, бутылки, пакеты и тому подобный хлам пёстрым уродливым ковром покрывает землю между деревьями. Похоже, что здесь, в тени и прохладе, любят устраивать перекусы водители, едущие по проходящей рядом федеральной автомагистрали. Но как можно быть такими свиньями! Где едят, там же и бросают отходы, да ещё и ходят в туалет. Почему жители так упорно стремятся любое уютное и красивое место превратить в помойку?

К удивлению, зона железнодорожных путей находится в идеальном состоянии. На насыпи и вдоль неё нигде нет ни кустика амброзии, ни других сорняков. Получается, что за железной дорогой вне пределов райцентра следят лучше, чем в жилой зоне?

На станциях

Станция Сосыка-Ростовская. Кустики амброзии между рельсами прямо в зоне посадки-высадки пассажиров. Да, они небольшие и их немного, но они есть. И если эту молодую поросль не трогать, то сорняки вымахают больше метра в высоту, как уже произошло в других местах. А ведь всего трудов минут на 15 – пройтись по перрону и повыдёргивать амброзию с корнями. Почему этого не делают работники станции? В частности путейцы?

Приезжаем на станцию Сосыка-Ейская и сразу же видим прямо на её территории небольшие кусты амброзии. А ведь в прошлом году наблюдали здесь целый десант работников железной дороги в оранжевых жилетах и с триммерами в руках. Чистоту и порядок наводили сразу около 20 человек. Надо ли говорить, что на станции и вдоль полотна не было растительности?

Комментарий начальника

Пока фотографировал амброзию, подошёл начальник обеих железнодорожных станций Сергей Уманцев, чтобы поинтересоваться, кто мы такие и что делаем. В свою очередь, спросил его про нескошенные кусты аллергенного растения на подведомственной ему территории. Сергей Александрович пояснил, что знает о проблеме и старается держать её на контроле. О сорняках сообщает начальству, два раза в месяц руководство выделяет людей для приведения железнодорожного полотна в надлежащее состояние. По его словам, скоро снова должны прислать работников, которые скосят всю растительность на территории обеих станций. А вот так называемые «перегоны», то есть все остальные участки железной дороги – находятся вне его полномочий.

«Остров невезения»

Продолжили осмотр железнодорожного полотна в районе пустыря рядом с улицей Чапаева. Амброзии там немного, а вот других сорняков в избытке. Причём между рельсов много уже засохших кустов, что явно указывает на то, что не косили здесь очень давно. К железнодорожной насыпи примыкает злополучный пустырь, «весь покрытый зеленью, абсолютно весь». Огромная территория, заросшая сорняками и даже камышом, много лет является «островом невезения» и нарушения санитарных норм. Проходящая через него извилистая грунтовая дорога тянется практически между двумя стенами из буйно разросшихся сорняков. Лишь небольшую часть земли у пустыря отвоевали жители расположенных рядом частных домов, приспособив её под огороды.

Мрачное зрелище

Кучи хлама со свалки внутри жилья Бубновых.

В поселок бывшего кирпичного завода привела коллективная жалоба практически всех жильцов на свою соседку, проживающую со взрослым сыном и устроившую очаг антисанитарии прямо в жилой зоне.

Претензии жителей, написавших жалобу, полностью подтвердились. От посещения «аппартаментов» гражданки Анны Васильевны Бубновой и её сына Валерия впечатление осталось весьма неприятное. К ней в квартиру, а вернее будет сказать – берлогу или логово, нас проводили её соседи, супруги Гайко. По их словам, страдают они от соседства с Бубновой уже очень давно.

Дело в том, что эта гражданка имеет привычку регулярно посещать расположенную неподалёку свалку, собирать там всякий хлам и тащить его к себе в дом. А поскольку жилище представляет собой длинное одноэтажное здание, поделенное на отдельные квартиры, то можно представить, каково приходится соседям. Напротив входа в каждое из помещений есть участок земли, огороженный забором. Так вот у Анны Васильевны территория перед домом и даже внутри него представляет из себя ещё одну свалку, с характерным запахом.

Миновав сильно захламлённый и заросший высоченными сорняками дворик, в сопровождении провожатых захожу в квартиру. Да уж, зрелище не для слабонервных. Грязища такая, что пола не видно, кажется, что идёшь по утоптанной земле. Везде кучи какого-то тряпья вперемежку со старыми вещами. Эти кучи в высоту доходят до пояса взрослого человека и они везде: во дворе, в прихожей, в жилом помещении. Хотя жилым это пространство назвать язык не поворачивается. Первое определение, приходящее в голову, – бомжатник. Какие внутри витают «ароматы» – лишний раз не хочется и вспоминать.

Дальняя комната захламлена настолько, что в неё, похоже, просто не заходят. Вместо двери вход туда закрывает какая-то тряпка неопределённого цвета. Ещё в одной комнате среди куч хлама находятся два подобия кроватей. На одной из них сидит пожилая женщина и пытается рассмотреть нас при свете тусклой лампочки под потолком.

Соседи поясняют – Васильевна стремительно теряет зрение. На свалку ходить больше не может, но и навести порядок не в состоянии, даже если бы и захотела это сделать. Её сын вернулся со справкой из мест не столь отдалённых и промышляет случайными подработками. Жильё у Бубновых муниципальное, они единственные в посёлке, кто не приватизировал квартиру.

Из-за свалки, устроенной во дворе и в доме, это место облюбовали крысы и частенько забегают на участки к соседям. Летом роятся полчища мух. Неприятный запах мешает принимать пищу, особенно если со стороны Бубновых дует ветер. Жаловались в администрацию Павловского поселения неоднократно. Но кто выселит малоимущую пенсионерку из жилья? А заставить её навести порядок не могут.

Слыша всё это, старушка внезапно начинает причитать: «Да что же вы ко мне пристали! Что я вам сделала? Чем помешала? Или на квартиру мою претендуете, выжить меня хотите? Отстаньте уже от меня, уберу я всё! Сама не вижу ничего, сын приедет и уберёт!».

Вышли на улицу. «Вот так уже около десяти лет обещает», – говорят соседи. К слову, напротив их квартиры чистота и порядок, даже трава аккуратно подстрижена. По словам супругов Гайко, однажды уговорили Васильевну переехать в дом престарелых, уже и документы подготовили. Но когда за старушкой приехали, чтобы отвезти на новое место, та внезапно наотрез отказалась уезжать. «Ну и что нам делать с такими соседями, сколько ещё мучиться? Напишите об этом в газете, может, власти что-нибудь придумают? Хотя бы работников прислали, чтобы вывезти весь этот мусор». Что же, будем надеяться, что ситуация разрешится.

В завершение рейда посетил село Краснопартизанское. Там ситуация с сорняками примерно такая же, как и в Павловской. На центральных улицах чисто и зелень скошена, а вот возле некоторых частных домов сорняки и амброзия попадаются.

* * *

Подводя итоги, можно сказать, что в текущем сезоне в Павловской ситуация с амброзией получше, чем в предыдущем. И в этом есть заслуга не только погоды, но и администрации поселения, которая стала уделять больше внимания уничтожению сорняков. Однако расслабляться рано.

Ю. Бойцов.

Фото автора.