В августе я приехала к родным в Питер и заодно решила исследовать, наконец, Кронштадт. В киоске в центре северной столицы купила путевки и с внуком на спецавтомобиле с другими туристами направились в город-порт и крепость. У нас был очень хороший экскурсовод Валерий. По дороге туда и обратно интересно рассказывал об истории этих мест. Так что, делюсь впечатлениями….

Начну с фактов. Во время Северной войны по приказу Петра I в Финском заливе была заложена крепость, которая преграждала путь вражеским кораблям в строящийся тогда Санкт-Петербург. Первый форт (морская крепость)  появился на насыпанном за одну зиму  1703-1704 годов острове, на отмели. Она тянулась от материка на север и заканчивалась вблизи острова Котлин.

Работа проходила в напряжённом темпе, и уже на следующую весну шведы, открывая навигацию, с удивлением обнаружили в заливе, который они ещё недавно считали своим, крепость, отныне закрывшую им подход к Невской губе.

18 мая 1704 года крепость освятили и вскоре назвали Кроншлот (в переводе с нидерландского – коронный замо́к). Этот день и считается датой основания города. Расположение крепости оказалось удачным. За все годы мимо не прошло ни одно неприятельское судно.

Сейчас – это самый необычный пригород Петербурга. Он расположен прямо на территории Финского залива. Если добираться от Санкт-Петербурга по воде, расстояние составит 22 км. По сухопутью – в два раза больше. Мы ехали по автостраде, технологической дороге, которая соединяет Кронштадт с Питером. По ней снуют автобусы, маршрутные такси. Большинство предпочитают для передвижения эти виды городского транспорта. Из Кронштадта легко можно добраться до станций метро «Старая деревня», «Черная речка» (автобусы останавливаются рядом).

Итак, мы на месте. Что бросилось в глаза? Кронштадт и Санкт-Петербург похожи. Ровные улицы, живописные набережные, дома в классическом стиле. Различие только в том, что Кронштадт не такой «пышный», он меньше, и народу в нем не так много – 43 тысячи человек. Бросилось в глаза то, что в основном здания имеют строгий вид, сложены из красного кирпича (многие были казармами).

Проезжали мимо школ, детсадов, магазинов. Но не видели гигантских супермаркетов. Всё скромнее по сравнению со «старшим братом».

Удивил Морской собор (второе название – Никольский). Построен в честь Николая Чудотворца. Он расположен на Якорной площади, которая названа по причине находившегося здесь до конца XIX века склада якорей и якорных цепей.

Величественное здание высотой 70 метров является памятником всем чинам флота Российского… Архитектор В.А. Косяков построил его, взяв за образец храм святой Софии в Константинополе. Ценность его в том, что он не имеет себе равных по отделке среди соборов своего времени, а строился он с 1903-го по 1913 год. Снаружи облицован гранитом, серовато-желтым кирпичом и украшен полированными наличниками, колоннами порталов, терракотовыми орнаментами, мозаикой. До 1927 года здесь проводились службы, а потом открыли кинотеатр имени Максима Горького, отчего здание прозвали «Максимкой». В 2002 году на колокольне появился православный крест. И 28 мая 2013 года, после реконструкции, состоялось великое освящение собора.

Когда мы вошли сюда, шла вечерняя служба. Запомнились на стенах черные доски из мрамора. На них – имена погибших морских офицеров. Нижние чины идут общим числом, за исключением тех, кто совершил подвиг и чьи имена занесены отдельно.

На белых мраморных досках в алтаре – имена священников, ходивших с командой на судах и погибших в море.

Среди икон собора особо выделяется образ Иоанна Кронштадтского. Праведник, настоятель Андреевского собора, проповедник, писатель заложил первый камень в соборе, служил в нем.

На Якорной площади, у которой единственная в России чугунная мостовая, расположены памятники адмиралу С.О. Макарову, герою Русско-японской войны, и знаменитому флотоводцу Ф.Ф. Ушакову. Здесь находится братская могила погибших в годы революции и последовавшей за ней Гражданской войны. Поблизости – Летний сад и Адмиралтейство.

Нас ждал залив. По дороге гид Валерий показал сохранившиеся остатки земляных валов крепости.

Кстати, первым здешним губернатором был Александр Меньшиков. У него во владении было три дворца, и Итальянский дворец в Кронштадте называли самым роскошным. Построен в XVII веке, сейчас считается памятником архитектуры. Зданию, правда, не позавидуешь – за время его существования у него было огромное число владельцев, располагались тут и казармы кадетской школы, и техническое училище. Постоянно дворец перестраивали… В 1922 году он серьезно пострадал от пожара. Роскошное прежде здание окончательно восстановить так и не удалось. Но даже по той части, что сохранилась, можно составить впечатление.

В Кронштадте мы заметили немало памятников: Петру I, художнику-маринисту И.К. Айвазовскому, различным флотоводцам, мореплавателям, целым экипажам кораблей, а также уроженцам этих мест изобретателю радио А.С. Попову, академику П.Л. Капице. Есть и необычные памятники. Например, колюшке. Это рыба очень неприхотливая, сорная, как её называют, обитает в Финском заливе. Благодаря её добыче многие жители смогли выстоять во время Великой Отечественной. Ведь в течение 900 дней Кронштадт тоже находился в блокаде от всей страны, и от Ленинграда. Базировавшийся тут Балтийский флот обеспечивал выход в море подводных лодок.

Прогулка на теплоходе вызвала восторг. Восторг от музыки волн за бортом и крика чаек, гордость при виде отечественных судов на рейде и проходивших мимо. Мы видели крепости, маяки. Их строили в разное время. Например, форт «Император Александр I» является одним из долговременных оборонительных сооружений, его возвели в 1838-1845 годах по проекту архитектора Мориса Дестрема. Он находится на маленьком островке к югу от острова Котлин. Форт представляет собой сооружение круглой формы, размерами 60 на 90 метров и имеет 4 боевых яруса, на которых может разместиться до 137 орудий. Он был предназначен для контроля над Южным фарватером. С 1897 года в нем находилась противочумная лаборатория, отсюда второе название форта – «Чумной».

В общий бинокль, вмонтированный в пол палубы, мы по очереди рассматривали достопримечательности Кронштадта.

После прогулки посетили Петровский парк. Постояли возле мемориала подводной лодке «Курск»… У меня даже родились стихи:

Кронштадтское небо и Финский залив,

Истории славные даты!

Рождался, мужался, врагов разгромил

Отечества флот здесь когда-то.
Я вижу здесь форты далеких времен,

Морские ворота России,

Здесь город Петра всегда защищен

Кронштадтской надёжнейшей силой!
А с ним и страна наша в крепких руках,

Кронштадт днем и ночью в дозоре,

Бодрят его сдержанный летний наряд

И свежесть Балтийского моря!
Плыву я за солнцем по глади морской,

Приветственно чайки кружатся,

А мимо меня белый лайнер идет

Из Швеции в Питер по-братски!

***

P.S. Невозможно всё объять. Конечно, изменения, коснувшиеся страны, не обошли стороной и Кронштадт. Многие госпредприятия, заводы обанкротились и закрылись. Некоторые, как пароходный, продолжают, правда в меньшем объеме, выпускать оборудование. Много здесь частных фирм. Но большую часть дохода городу сейчас приносит туризм.

Е. Филобок.