В тенистом парке под густой зеленью стоит памятник воинам, павшим в боях за Советскую власть в 1918 году. В длинном списке фамилий похороненных бойцов в братской могиле бросаются в глаза фамилии Кузькиных, отца Никиты Ивановича и сыновей Дмитрия и Терентия. Третий сын – Павел – погиб в боях за Родину с фашистскими ордами.

Старший сын Дмитрий в февральский вьюжный день 1918 года ушел в Красную гвардию защищать Советскую власть. Он служил на бронепоезде в отряде Очкасова. Ушел в партизанский отряд и отец Никита Иванович с сыном Терентием сражаться с вооруженными белыми бандами.

В апреле 1918 года белая банда ворвалась в станицу Павловскую. Схватили жену Никиты Ивановича с пятью детьми – Иваном, Павлом, Иосифом, Леной, Ниной, выволокли во двор, один из белогвардейцев выстрелил в Ивана и бросил в колодец. Старуха – мать Никиты Ивановича – прикрыла своим телом полугодовалого Иосифа и закричала: «Ироды, что вы делаете, убивайте меня, не дам губить невинного детяти». Разъяренный офицер выбил старухе все зубы. На шею жены Никиты Ивановича надели веревку и повели на площадь, где стояли виселицы. Перепуганные дети, держась за подол матери, шли следом.

Подоспевший отряд жлобинцев и партизаны прогнали банду. Мать с детьми была спасена.

В этом бою сраженный пулей пал Терентий. Погиб в боях под Армавиром и старший брат Дмитрий. Зимой был схвачен белогвардейцами Никита Иванович. Его зверски истязали: били цепком, жгли, раздетого выгоняли на мороз. Он не вынес пыток, умер в тюрьме.

Павел уже семилетним мальчиком пас хозяйский скот. В школу пошел с 11 лет и окончил две группы. После гибели отца снова пошел по найму. Несколько лет воспитывался в детском доме и в детской      колонии «Школа труда». В 1924 году семнадцатилетним юношей он вступил в комсомол.

Комсомолец Павел Кузькин стал работать уборщиком – рассыльным в Павловском почтовом отделении. На десятидворках выступал пропагандистом за коллективное ведение сельского хозяйства, выявлял тех, кто злостно укрывал зерно, скот, помогал красногвардейским вдовам управляться с землей. А в свободное время садился читать газеты, книги, политическую литературу.

И вот комсомольцу Кузькину партия доверила дело: направила начальником Незамаевского почтового отделения, затем его избирают инструктором Павловского райбюро «Союзпечати».

Павел продолжает настойчиво овладевать политическими и общеобразовательными знаниями.

С 1932 года по комсомольской путевке он учится в Ростовском политехникуме печати и в Новороссийской совпарт-школе, на газетном отделении.

Работая редактором многотиражной газеты «Боевой страж» при Краснодарском краевом отделении милиции, Павел принимал активное участие в борьбе с преступностью. Добрым словом вспоминает о Кузькине комсомолец 20-х годов Иван Ефимович Бец, знающий его с детства.

– Павел был дисциплинированным, трудолюбивым, преданным делу партии и народа комсомольцем и коммунистом. Помнится его негромкий голос: «Если потребуется жизнь отдать за Советскую власть, я, не колеблясь, отдам её».

1941 год. Политработником уезжает на фронт Павел Никитович сражаться с гитлеровцами.

При исполнении боевого задания в сентябре 1942 года погиб смертью героя.

У подножия братской могилы, где покоится прах славного сына социалистической Родины Павла Никитовича Кузькина, горит огонь славы.

Н. Диденко.

(Газета «Путь к коммунизму»,   6 августа 1968 года).