В осенне-зимний период водителям чаще приходится включать свет фар. От правильной их регулировки зависит не только комфортность управления при движении, но и, что самое главное, безопасность при движении в сложных погодных условиях, в сумерках и в темное время суток. Порой водители не обращают внимания на направленность светового пучка фар своего автомобиля, чему способствует отсутствие контроля за их правильной установкой, хотя и предусмотрена ответственность ст. 12.5 КоАП от 500 рублей до лишения прав в зависимости от варианта нарушения.

Наиболее часто в темное время наблюдаем: одна из фар (а то и обе) встречного транспорта при ближнем свете из-за неправильной установки ослепляет водителей, противотуманные фары ночью используются вместо фар ближнего света, а иногда и одновременно. Неотрегулированные «противотуманки» ослепляют не меньше, чем фары дальнего света. Известных причин, которые приводят к ослеплению, всего две. Это неправильная регулировка фар и нарушение водителями требований конкретных пунктов ПДД. Причем обе они являются лишь следствием главной причины – отсутствие культуры поведения на дороге некоторых водителей.

Опытные водители советуют при приближении автомобиля, который вас слепит в силу тех или иных причин, перевести ваш взгляд на край обочины, расположенный прямо под правым углом капота вашего автомобиля. В результате вы не потеряете контроль над дорогой на это короткое время и избежите прямого контакта со светом фар встречного автомобиля. А периферийное зрение уже не столь восприимчиво к свету и ослеплено не будет.

Использование газоразрядных источников света в фарах для галогеновых ламп, установка неоригинальной оптики и лампа-фар, неправильная фиксация лампочки при замене из-за нарушения фокусного расстояния ведет к получению «размытого» (т. е. без четких границ) пучка света и изменению его направления. При замене шин на другой типоразмер, при значительной загрузке автомобиля изменяется высота светотеневой границы, поэтому нужно использовать корректор света фар, установленный на автомобиле. При выходе из строя корректора фар светотеневая граница значительно опускается ниже нормы.

Направление света в режиме «ближний свет» грубо можно проконтролировать, установив автомобиль на горизонтальной площадке в 5 метрах от вертикальной стены. Перед регулировкой корректор фар устанавливается на «0», давление в шинах доводится до нормы, на водительское сиденье желательно посадить взрослого человека. Светотеневая граница пучка обеих фар должна быть на одной линии, и эта граница расположена ниже от высоты центра фары для автомобилей с установленным заводом углом наклона светового пучка фары 1,3 процента (бирка под капотом) на 6,5 см, расстояние между точками перелома светотеневой границы и центром световых пучков на экране должно совпадать с расстоянием между центрами фар и идти строго по направлению оси автомобиля.

Для «противотуманок» верхняя светотеневая граница пучка должна быть на 10 см ниже центра противотуманной фары (на расстоянии 5 метров). Если эти фары установлены выше 80 см от уровня пола, светотеневая граница опускается на 20 см.

А так как разные модели автомобилей имеют разный наклон светового пучка от 1 процента до 2,9 процента, разную высоту установки фар по отношению к дороге, точную установку можно сделать только с помощью специального прибора, который контролирует правильность регулировки и силу света фар.

В. Давиденко, автоэксперт.