«Что в имени твоем?»

От Вишневой   до Вишневой

«Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную». Кто не знает эту популярную песню в исполнении Юрия Антонова! Уверяют, что она про Сочи. Павловская может поспорить с городом-курортом. У нас более 20 улиц и переулков, названных в честь деревьев, кустарников, цветов.

К сожалению, фантазия тех, кто присваивал имена этим улицам, расположенным в основном в новых микрорайонах и дачных кооперативах, была ограниченной. Судите сами.

Вишневых улиц – две,  две Садовых, две Малиновых, есть Цветочная улица и  Цветочный переулок, улица Вокзальная и Вокзальный переулок, Зеленая улица и Зеленый переулок. И Ореховая, Клубничная, Березовая, Сиреневая, Терновая и т.д.

Веди, Чапаев,   нас смелее в бой

На втором месте по количеству улицы (их 17), названные в честь революционеров, полководцев, основоположников марксизма-ленинизма.

Из исторических личностей Павловскую посещали М.И. Калинин и Н.К. Крупская. Улицы в честь их названы.  Но никакого отношения к нашей станице не имели Чапаев, Щорс, Киров, Дзержинский, Урицкий, Куйбышев, Луначарский, Ворошилов. А вот соратник и друг последнего из них Будённый  у нас бывал, но его почему-то в названии улицы не увековечили.

Одно время была в Павловской улица Рыкова, названная в честь ленинского преемника, председателя Совнаркома Алексея Ивановича Рыкова. Но, когда этого государственного деятеля объявили врагом народа, улицу переименовали.

Особо следует сказать о трех улицах. Во многих странах, в том числе и в России, на государственном уровне борются с террористами. Естественно, запрещена и пропаганда терроризма. А это не что иное, как увековечение их имен в географических названиях.

Есть у нас улица Халтурина. Он народоволец. Работая плотником в Зимнем дворце, пронес 5 февраля 1880 года  около двух пудов динамита и взорвал его в надежде уничтожить Александра II и его семью.  Но императорские особы, находившиеся далеко от эпицентра взрыва, не пострадали, а погибли 11 военнослужащих, героев недавно закончившейся Русско-турецкой войны. Шестеро из них – рядовые, двое – ефрейторы, фельдфебель, унтер-офицер и горнист. 56 человек были ранены.  Стоит ли говорить, что эти люди не заслужили такой смерти? Я опросил несколько павловчан – в честь кого названа улица Халтурина, и никто не дал правильного ответа – может, писатель, может, ученый, а девушка уверяла,   что это космонавт.

В Краснодаре одной из первых переименовали улицу Свердлова,  –  ей вернули прежнее название  – Гимназическая. Именно председатель ВЦИК Яков Свердлов стал инициатором геноцида казаков, подписав 24 января 1919 года Циркулярное письмо, которое положило начало расказачиванию. «Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести беспощадный массовый террор ко всем вообще казакам, принявшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью… Конфисковать хлеб. Это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам… Провести полное разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи…».

Другая неоднозначная фигура – Моисей Урицкий. Он возглавлял Петроградский ЧК и одновременно был комиссаром внутренних дел Петроградской трудовой коммуны. Стал одним из организаторов красного террора, «как бешеных собак уничтожал контру, вёл борьбу с антисемитизмом». Убит членом партии народных социалистов Леонидом Каннегисером 30 августа 1918 года в вестибюле Народного комиссариата внутренних дел Петрокоммуны. Это убийство стало сигналом к началу большого  (массового) красного террора.

В Павловской улицы Халтурина, Свердлова, Урицкого  переименовывать даже и не думают. Противники этого пугают жителей тем, что им придется менять паспорта или ставить в них новые штампы о прописке. В Краснодаре проживавшие на подобных улицах паспорта не меняли и новые штампы в них не ставили, как и жители городов, носивших имена Ленина, Свердлова, Калинина.

«Я волком бы выгрыз бюрократизм»

Великая строка знаменитого пролетарского поэта для России актуальна во все времена. С волокитой и бюрократизмом мы сталкиваемся на каждом шагу.

Кроме улицы Маяковского,  еще шесть названы именами писателей. Безусловно, писателей великих – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого (неизвестно Льва или Алексея),  Шевченко, Горького. Могли бы вместо Садовых и Вишневых назвать улицы именами Есенина, Булгакова, Блока, Шолохова…

Увековечены ли павловчане?

Улиц, названных именами земляков, всего четыре. В начале 60-х или даже в конце 50-х улица Почтовая стала Гладкова, а Верхнебазарная – Жлобы.

Федор Гладков и Дмитрий Жлоба – не коренные павловчане. Первый из них – писатель, не великий, но очень неплохой, четыре года работавший учителем в Павловской, второй – командир дивизии, уроженец Киева, живший одно время в Павловской и создавший здесь детский дом и плодопитомник. Люди, безусловно, достойные.

Третья улица – Пащенко, который был социал-демократом. Большевиком или меньшевиком – неизвестно. Павловчане мало что о нем знают.

Четвертая –  Петра Слюсарева, основателя Павловского театра, заслуженного деятеля искусств РСФСР. Решение назвать новую улицу его именем администрация поселения приняла после настойчивой просьбы работников культуры и публикации  в газете «Единство».

К сожалению, другие подобные статьи на чиновников не подействовали. Районная газета неоднократно вносила предложение увековечить имена Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, исторических личностей. И не только павловчан, но и уроженцев других населенных пунктов. А также увековечить родившегося в Павловской выдающегося советского поэта, лауреата Государственной премии Николая Доризо. Или хотя бы повесить на здании, где прошло его раннее детство, мемориальную доску. Но администрация Павловского сельского поселения на эти предложения, похоже, не обращает никакого внимания.

Несколько лет назад проектировался новый микрорайон – в районе ул. Магистральной. Улицы нарезали на бумаге. Одну из них решением администрации поселения (№ 248 от 9.03.1995 г.) назвали в честь братьев Тамуровых. Поменялись времена, количество застройщиков уменьшилось,  и эта улица осталась на бумаге. Имена четверых братьев, погибших на фронтах Великой Отечественной, так и не увековечены.

Не так давно районный совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов получил письмо от сестры братьев Лилии Семеновны Тамуровой, кандидата медицинских наук, ветерана труда, проживающей в Краснодаре. Она, понимая, что появление новой улицы можно ждать десятилетиями, просила установить мемориальную доску на доме, что  на улице Первомайской, 31, с надписью: «Здесь жила семья Тамуровых, 4 сына из 8 детей погибли на фронте в войну». Доска появилась благодаря неравнодушным людям – председателю районного совета ветеранов Зинаиде Капканец и ветерану правоохранительных  органов Николаю Кирьяну.

Сохранить в памяти жителей района имена знатных земляков – священный долг ныне живущих. Давайте руководствоваться словами древнегреческого философа Платона: «Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего!».

В. Зинченко.

Фото М. Касьяна.