Приятно рассматривать альбом, где хранятся фотографии родных, друзей и коллег.

Около шести часов в моей квартире раздался телефонный звонок.

– Извините, что рано звоню, – я узнал голос Валентины, работавшей в приемной первого секретаря райкома партии. – Через два часа вы должны быть на заседании бюро, а пройдет оно на первом МТФ совхоза «Прогресс». Владимир Семенович уже там, я по его указанию обзваниваю членов бюро.

Владимир Юрченко, возглавлявший в 80-е годы район, просыпался и летом и зимой очень рано. Нередко садился за руль «Волги» и, никого не предупреждая, приезжал в одно из хозяйств. На этот раз выбрал совхоз «Прогресс» – самый отдаленный от Павловской. Нежданно-негаданно появился на молочно-товарной ферме, которая находилась рядом с хутором Средний Челбас. Тьма, непролазная грязь. Автомобиль оставил на дороге и пошел по территории. В первом корпусе не увидел ни одного человека. Коровы голодные, мычат. В другом коровнике встретил скотника, от которого исходил запах перегара.

– С минуты на минуту должны подвезти доярок,  – пояснил он.

Утренняя дойка  коров, согласно распорядку рабочего дня, начиналась ровно в пять. А шел уже шестой час. Лишь через минут 30-40 появились доярки, затем подъехал бригадир.

На заседание бюро, которое сделали открытым, вызвали директора совхоза, секретаря парткома, главных специалистов. В красном уголке собрался весь коллектив фермы. Обсудили причины отставания МТФ, которые и так были ясны – низкая трудовая дисциплина, плохой уход за коровами, перебои с их кормлением, пробелы в работе по воспроизводству стада. Партийные взыскания на том заседании получили многие – и руководители хозяйства, и руководители фермы.

Николай Васильевич часто вспоминает службу на Балтийском флоте.

При недавней встрече с Николаем Васильевичем Гальчуном я напомнил об этом случае.

– Конечно, я о нем тоже помню. Ругали нас по делу. Да еще и в газете «прославили». Но польза была большой. То заседание всех нас встряхнуло, а мне помогло  навести порядок не только на этой ферме, но и в других подразделениях.

Совхоз «Прогресс» был самым молодым в районе. Образовали его на базе четырех, далеко не лучших, отделений совхоза им. Калинина. На новом сельхозпредприятии не оказалось ни мастерских, ни зернотока, ни строительной бригады, ни складов. Присланный из Краснодара  директор  явно не справлялся с обязанностями. С ним вскоре расстались. А назначили Николая Гальчуна, уже имевшего опыт партийной и хозяйственной работы.

– С чего я начал? – отвечает на мой вопрос собеседник, – в первую очередь с укрепления руководящего звена. Например, на должность главного агронома поставил управляющего отделением Владимира Цыганкова, теперь очень известного в районе человека – директора ОПХ им. Калинина, доктора сельскохозяйственных наук. Он стал внедрять в растениеводстве современные технологии. Поменял и других специалистов и управляющих отделениями. И, конечно, начали мы создавать материально-техническую базу. Со временем появились и мастерская, и современный механизированный зерноток. Приобрели новую сельскохозяйственную технику. Очень помогли нам руководители краевого треста совхозов, в состав которого входило наше хозяйство. Помогали в первую очередь деньгами, на которые приобретали удобрения, средства защиты растений, сельхозтехнику.

Вскоре эта огромная работа стала давать плоды. Выросла культура земледелия и животноводства, повысились урожаи и надои. Совхоз стал крепким середняком.

Во время директорства Николая Васильевича начал меняться и облик населенных пунктов, в которых жили труженики совхоза. Сетевой газ пришел на хутора Средний Челбас, Ленинодар, Бейсужек, их связала между собой  обновленная асфальтированная дорога. Отремонтировали сельский клуб. Построили новую контору, начали возводить здание школы. На Среднем Челбасе появилась целая улица из двухквартирных домов, жилье получали не только специалисты, но и рядовые работники.

Если не считать службу в армии (а была она на Балтике в течение четырех лет) и учебу в техникуме и вузе, вся жизнь Николая Васильевича прошла на среднечелбасской земле. Родился он в поселке Октябрьском, отец Василий Филиппович работал председателем проф­союзного комитета в совхозе им. Калинина, управляющим отделением. Воевал, имел несколько боевых наград. С фронта вернулся в конце 45-го года. Мама Анастасия Филипповна – труженица тыла, также работала в совхозе на разных должностях. Из-за занятости супруга практически сама воспитывала сына и старшую дочь.

Биография Николая была такой же, как и его сверстников – окончил семилетку,  летом, как и другие мальчишки, работал в поле. Затем продолжил учебу в техникуме. В то время почти все ребята увлекались радиоделом. Николай стал радиотехником после окончания в Ростове-на-Дону специализированного учебного заведения. Направили на работу в Липецкую область.

Через год призвали в армию. Служил в Кронштадте, был командиром отделения радиометристов, присвоили ему звание старшины второй статьи. Там же, на Балтике, стал членом партии. Предложили продолжить службу по контракту, но он решил учиться дальше и получить высшее образование. Поступил на заочное отделение Ростовского института народного хозяйства и в этом же вузе работал старшим лаборантом на кафедре электротехники. Вернулся в совхоз им. Калинина дипломированным специалистом. Был инженером по технике безопасности, заведующим ремонтной мастерской.

В мае 1969 года коммунисты хозяйства избрали Гальчуна секретарем парткома. Работал в этой должности до сентября 1974 года. Первичная организация была одной из крупнейших в районе – около 250 человек. Коммунисты ударно трудились на производственных участках,  активно участвовали в общественных делах.

Затем Николай Васильевич возглавил исполком Среднечелбасского сельского Совета. Сумел активизировать работу административной комиссии и с её помощью наводил санитарный порядок в населенных пунктах. Обязательно один раз в квартал проводил сходы граждан, на которых обсуждали в первую очередь вопросы благоустройства.

– Мне в жизни везло на хороших людей, – говорит Николай Васильевич. – Когда работал в Совете, мне всячески помогали секретарь райисполкома Владимир Алексеевич Панченко и заведующая райфин­отделом Валентина Николаевна Смирнова. Будучи директором совхоза, наладил тесный контакт со многими. Например, с Валентином Ивановичем Алфимовым, начальником ДРСУ. Его предприятие  в течение нескольких лет заасфальтировало территорию ферм и других производственных участков нашего хозяйства.

После совхоза «Прогресс» Гальчун вернулся в ОПХ им. Калинина, был заместителем директора по производству, курировал стройотдел, в котором тогда работало 160 человек и было по две бригады каменщиков и штукатуров. Строили множество производственных объектов. Объемы были настолько большими, что привлекали строителей из Павловской и даже Краснодара.

Став  пенсионером, Николай Васильевич помогал хозяйству, во время уборки зерновых, кукурузы, подсолнечника выполнял обязанности народного контролера, дежурил на полях и на току.

В канун его 80-летия я и фотокор газеты побывали в гостях у юбиляра. Дом, в котором он живет, скромный, совсем неприметный, по нынешним понятиям «не директорский». Но уютный и ухоженный, как и двор. И за домом, за территорией вокруг него, огородом и виноградником ухаживает сам. В марте минувшего года потерял супругу Людмилу Анатольевну (она была медработником), с которой прожил 54 года. Но рук не опустил, духом не пал. Поддерживают его дочь и сын. Радуют четверо внуков. Январь в его семье богат на юбилеи: сыну Виктору исполнилось 50 лет, а внучке Юлии – 25.

Я поговорил с некоторыми людьми (его подчиненными и неподчиненными), и все они тепло отзываются о Николае Васильевиче. По их словам, он был не только хорошим руководителем, но и прекрасным, душевным человеком. Никогда не повышал голоса на специалистов и рядовых работников, всегда приходил на помощь к тем, кто попадал в беду.

В. Зинченко.

Фото М. Касьяна.