Размышления вызвала статья «Что в имени твоём?» главного редактора В.И. Зинченко («Единство», 18 января). В ней автор священным долгом ныне живущих называет сохранение в памяти жителей района имён знатных земляков. И это очень правильно.

Деяния человека, его добрый след на земле должны сохраняться в названиях городов, театров, парков, улиц. И никто не предлагает изменять название улиц в честь достойных уважения людей – Пушкина, Суворова, Лермонтова, Гоголя…

Но вот помнить о достойнейших земляках надо. В каждой станице есть свои великие люди. У нас в Незамаевской славился род Гулыг – защитников Отечества. Генерал-лейтенант Иван Емельянович Гулыга все годы Первой мировой войны командовал 1-й и 2-й Кубанскими пластунскими бригадами – элитой Русской армии. Героям-пластунам покорились десятки перевалов, селений, городов. Сотни боёв и сражений, а впереди пластунов всегда был храбрый отец бригады – наш незамаевский казак И.Е. Гулыга! Только 65 казачьих офицеров награждены золотым Георгиевским оружием, в их числе и Гулыга.

На незамаевской земле родился, рос, учился и легендарный нефтяник Виктор Иванович Муравленко – Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий, кавалер четырех орденов Ленина и Октябрьской Революции, многочисленных медалей, знаков. Его имя носят город, институт, школы, самолет, буровое судно, горный перевал, месторождения нефти и газа. А теперь и аэропорт в Нижневартовске. Люди помнят, люди чтят! Спасибо!

Мы идём к 75-летию Великой Победы. Выпускник незамаевской школы 1939 года Григорий Иванович Свердликов стал Героем Советского Союза. А пятеро его братьев, защищая страну от немецко-фашистских захватчиков, сложили голову на полях сражений. Геройски погиб под Сталинградом его старший брат Павел. Впрочем сын Павла Альберт Павлович Свердлик (так писалась  фамилия Григория Ивановича в школе), военный человек в отставке, проживает в станице Павловской на улице Лермонтова. Он многое может рассказать о своих знаменитых родных защитниках Родины. Их же родители Аграфена Степановна и Иван Николаевич Свердлик не узнали о судьбе своих детей. Они ушли из жизни раньше. Отец в голодном 1933-м, а мама в 1939 году. Их-то могилки в Незамаевской и проведывал в последний раз летом 1946 года Герой Советского Союза вместе с женой Аллой Алексеевной и сыном Валерием, которому в ту пору было всего один годик и два месяца.

В августе 1946 года в Ахалцихе (Грузия) Григорий Иванович погиб при исполнении служебных обязанностей.

В Незамаевской должна появиться улица Братьев Свердликовых, они этого заслужили ценой своих жизней.

Три брата Даллада – Степан (под Ленинградом), Александр (под Абинском), Дмитрий (под Прагой) – остались на войне. Александр Федорович Даллада был заведующим Незамаевским районным отделом образования. Это был лучший учитель истории, награжденный орденом Трудового Красного Знамени. Где и как сохраняется память о братьях Даллада? А тем более руководителе образования?

Казачья семья Дейнеги гордится своим отцом, дедом, прадедом – полным кавалером ордена Славы Никифором Ивановичем Дейнега. Эта воинская заслуга приравнена к званию Героя Советского Союза. В Незамаевской живут родственники Героя. Они покажут место, где был дом, давший ему жизнь. А его сын и внук любезно расскажут о своем дорогом человеке. А может, тихая скромная незамаевская улочка получит достойное имя земляка?

Решением общественно-государственного экспертного совета по проведению поисково-просветительской экспедиции «Имя Кубани», посвященной 80-летию образования Краснодарского края, Никифор Иванович Дейнега удостоен почетного титула лауреата в номинации «Боевое имя Кубани». Это о них и многих других мудрый Аристотель изрек: «Статую красит вид, человека – его деяния».

А. Бессчётнова,

краевед.

Наш земляк, уроженец станицы Незамаевской, награжденный тремя орденами Славы Никифор Иванович Дейнега увековечен на аллее Славы в Анапе.

Фото из Интернета.