Районная газета в 1943 году

С 29 июля 1942 года по 12 февраля 1943 года работа районной газеты «Коммунист» была прервана в связи с оккупацией района немецко-фашистскими захватчиками. В феврале 1943 года, на двенадцатый день после освобождения района, вышел первый номер тиражом всего 100 экземпляров, размером А-4 (1/16 формата листа).

С ноября 1943 года газета стала выходить 2 раза в неделю тиражом уже 1100 экземпляров и форматом А-3 (или 1/4 формата листа). За восемь месяцев 1943 года (к дате проведения 19-й районной партконференции 14 ноября) было выпущено 72 номера.

В освобожденных районах было разрешено редакциям выпускать газеты 2 раза в неделю (по четвергам и воскресеньям). Там, где не было печатных машин формата А-3, можно было выпускать газету форматом А-4, но 4 раза в неделю. Тиражи и в том, и в другом случае оставались прежними. Подписная плата за газету составляла 2 рубля на 2 месяца. Редакциям предлагалось полнее помещать на страницах местные материалы. «Тщательно продумайте и составьте план работы редакции, ибо без плана невозможно справиться с этими большими и разнообразными задачами», – говорилось в директиве редактору от краевого ведомства.

Павловской газете «Коммунист», кроме того, было разрешено ежедневно печатать 300 листовок со сводками Советского Информбюро форматом А-4. Распределение листовок проводилось по коллективам совместно с райкомом партии. В районе было организовано не менее 40 витрин с такими ежедневными листовками. Витрины должны были быть в каждом населенном пункте, на улицах, площадях, в домах культуры, клубах. «Значит, 80 листовок выделяется для витрин, а остальные – для агитколлективов в колхозах и совхозах, МТС, предприятиях и учреждениях. Главное – быстрый выпуск листовок, их доставка в день выпуска», – обращали внимание в директиве. Цена листовок была 20 копеек. Подписную плату принимали от тех организаций, кому были выделены листовки.

В первый месяц после освобождения района от оккупации было восстановлено и районное радиовещание, передачи велись ежедневно по 2-3 часа.

При условии ежедневного выхода листовок и широкой сети витрин, работы радиовещания отпадала необходимость публиковать сводки в газетах. «Публикуйте, как и раньше, еженедельные обзоры положений на фронтах и международных событий, остальную площадь используйте под местные материалы. Конечно, приказы товарища Сталина и другие важнейшие документы в газете надо помещать обязательно», – подчеркивалось в документе.

Как отметил на районной партконференции 14 ноября 1943 года секретарь райкома партии (он же бывший командир партизанского отряда «Степной») Андрей Семенович Шумилин, районная газета «стала одной из лучших газет в Краснодарском крае».

И еще один из директивных документов – приказ  № 24 по Краснодарскому Крайлиту от 10 апреля 1943 года – обязывал редакцию «рассылать бесплатно сигнальные и обязательные экземпляры газет по следующим адресам в количестве»: Всесоюзная Книжная Палата – 4, Главлит – 1, Газетный сектор и Газетный архив ЦК партии – по 2 экз., библиотека им. Ленина – 3, Главное архивное управление НКВД СССР – 1 экз. (все адреса московские); в Краснодар: Крайлит – 2, сектор печати крайкома партии – 2, краевая библиотека им. Пушкина – 1, отдел госархива край НКВД – 1, краевое управление полиграфии – 1, редакция краевой газеты «Большевик» – 1 экз. И бесплатно поступала газета по 1 экз. в райком партии, райотдел НКВД и районную центральную библиотеку. В самой же редакции предлагалось хранить в подшивке 3 экземпляра газет. Благодаря этому, например, автору удалось ознакомиться со всеми номерами газеты военного и послевоенного периода, которые бережно хранятся в краевой Пушкинской библиотеке.

И еще об обязательной директиве, присланной районному руководству – о необходимости сбора материалов о Великой Отечественной войне. Война еще не закончилась, но уже предлагалось собирать материалы (рассказы активных участников борьбы и строительства, героев войны, сбор дневников, документов, писем и т.п., «собирание всего печатного и газетного материала» (брошюр, фотодокументов и т.д.).

В другой директиве крайком партии сообщал, что во время оккупации многие «памятники и скульптуры вождей партии и правительства разрушены, медленно восстанавливаются и производят тяжелое и неприятное впечатление… Беспризорными являются и ценнейшие памятники старины». Поэтому предлагалось «немедленно восстановить, отремонтировать, а где можно в дальнейшем реставрировать – сохранить, накрыть досками, камышом и т.п. и огородить. Также привести в порядок все братские могилы и обеспечить контроль за их сохранением».

Е. Дикий, краевед. (По материалам ЦДНИ КК, фонд 1384, дела за 1943 год).