Восьмой выпуск приложения «У газетного киоска» особо привлек  моё внимание, точнее  перепечатка  из «Аргументов и фактов» под заголовком «Черепа под водой». Рассказ  об ужасах  концлагеря Равенсбрюк перенес меня  в 80-е годы века ушедшего.  Тогда я познакомилась поближе  с Евгенией  Акимовной  Вязовской. Мне она  была известна как врач-рентгенолог Павловской ЦРБ. Но я не знала, что  Евгения  Акимовна, больше называемая в  нашей семье тетей Женей,  была в годы войны узницей  фашистского концлагеря  Равенсбрюк.

Туда станичница попала  в конце  зимы 1943 года, когда  впервые  привезли  эшелонами 543 женщины из Союза. Это были  пленные врачи, связистки, медсестры. А до этого молодой военврач Женя сражалась в  осажденном Севастополе, куда  её направили после  ускоренного  выпуска из мединститута.

Евгения  Акимовна рассказывала: когда  поступил приказ о сдаче города, не хватало плавсредств для эвакуации  оставшихся защитников. Предполагая худшее, наши  бойцы  закапывали в скалистом грунте свои документы. Увы,  фашистской неволи бойцам  избежать не удалось.

В Равенсбрюке сложился интернациональный  коллектив военнопленных. Иностранки помогли русской девушке выжить, когда она тяжело заболела в лагере.

Освобождение же пришло в конце апреля 1945 года.  Равенсбрюк находился  в 90 км  от Берлина. И войска союзников пришли сюда уже после освобождения  Заксенхаузена и Дахау – лишь 30 апреля.

Медсестры, работавшие в ЦРБ вместе с Е.А. Вязовской, вспоминали, что она, как и другие медики-фронтовики, с особой радостью отмечала День  Победы и поднимала  поминальную  стопку за тех, кто не дожил до  9 мая 1945 года.

Л. Днепрова.