Мой дед, Павел Акимович Черный, был на передовой с первых дней войны. От него пришло только одно письмо, а второе – похоронка… «Ваш муж пропал без вести…». Больше известий о нем не было.

Моя бабушка Марфа Спиридоновна Черная (подруги звали ее Маня или Маруся) всю жизнь прожила со свекровью, бабой Настей, и тремя детьми, четвертый сын умер во время бомбежки. Всегда со слезами на глазах она вспоминала годы оккупации в станице.

«Когда пришли немцы, появились и полицаи, и доносчики. Один станичник принес в управу список, в нем говорилось, что в колхозе «На страже» (ныне «За мир и труд») работают жены коммунистов и комсомолки-активистки. Полицаи получили приказ привести этих большевичек. Те приехали в поле. Обругав девчат матом и оттягав их за косы, размахивая кнутами, всех без разбора погрузили в телегу. По дороге лошади испугались и понесли. Телега с женщинами перевернулась, и все, кто там находился, свались в большую лужу. Превозмогая боль, помогая подняться друг другу, грязные, оборванные, растрепанные, они уже пешком добрались до управы. Туда согнали много людей, которые ждали своей судьбы.

Через время на крыльцо вышел немецкий офицер, спросил, где жены коммунистов-большевиков? Полицаи указали на грязных, оборванных, растрепанных женщин. Вместо прилично одетых фрау офицер увидел рано постаревших от горя солдаток с мозолистыми руками. «Это замарашки! – воскликнул он. – Гнать их отсюда, пусть идут работать в поле». Кричал на полицаев и доносчика, что если еще такое повторится, они сами будут биты кнутами, и тогда станут лучше выполнять работу для великой Германии.

После этого случаи полицаи стали еще злее, вместе с немецкими солдатами начали чаще проверять хаты солдаток, забирали все что можно и отправляли на самые тяжелые работы. Когда немцы отступали, бежали вместе с ними. Одни были убиты, в перестрелке, другие, отсидев в лагерях, вернулись в станицу. Но, увидев хоть одну из этих женщин, переходили на другую сторону дороги».

За годы труда бабушка, как и ее подруги, получила медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Но работали они ни за трудодни и медали, а за то, чтобы их внуки и правнуки жили лучше и не знали, что такое слово война.

Нет давно в живых моей бабушки,  её подруг Екатерины Лукаш, Марии Ровной, Серафимы Помазан, Анастасии Шкабаровой, Елизаветы Овсянкиной. Мало кто их помнит, кроме родных (если те еще живы), но эти женщины, как и многие другие, работая в колхозе, на хрупких плечах вынесли все тяготы войны и с гордо поднятой головой пронесли имя «солдаток». Чтобы их правнуки жили без холода, голода и страха за детей и внуков.

С. Наконечная,

пенсионерка.