В прежние годы, когда еще были живы многие из участниц Великой Отечественной войны, они накануне памятных, красных дней в календаре, собирались на огоньки и вспоминали юность боевую. Нередко пели фронтовые песни, танцевали под мелодию нестареющего для них вальса. И с особым вниманием слушали написанные уже в мирные годы строки «Мой милый, если б не было войны…»
И спустя время оживают некоторые из рассказов павловчанок- фронтовичек. В далеком 1994 году на одном из огоньков я записала их воспоминания.
Нина Михайловна Балханова, Александра Михайловна Скляр, Раиса Андреевна Забияка, Прасковья Яковлевна Ершакова, Матрёна Ивановна Закапко, Нина Кирилловна Тыморина… Они стали солдатами, защищая Родину. Служили вместе в одной части ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь). На всех делили не только паёк, фляжку воды, но и все тяготы фронтового бытия, горечь потерь родных и друзей.
…1944 год. После передышки подо Львовом часть перебросили в Польшу, под Краков. Переправу через реку Висла постоянно бомбил и обстреливал противник. Наши бойцы тонули десятками, не успевая добраться до берега. В числе других погибли Катя Макаренко, Лида Козачок, а Лену Золотареву успели спасти, вынеся раненую на берег. Когда девушка пришла в себя, то, открыв глаза, поблагодарила подруг: «Спасибо за второе рождение. Будто заново мир увидела…»
По данным статистики, свыше 800 тысяч женщин были призваны в годы Великой Отечественной на фронт, из них 70 процентов находились на передовой, в действующей армии. Они вынесли на хрупких плечах испытания не ради наград, хотя заслужили их немало. Они вынесли всё ради нас с вами. Они выиграли свой бой ради мира.
А в тылу жизнь шла своим чередом. И здесь тоже было несладко, особенно на оккупированной фашистами территории. Спустя 50 лет после окончания войны учительница Р.Ф. Даллада, потерявшая на фронтах троих родных братьев, писала в газету «Единство»: «И сейчас помню, как была освобождена от немцев наша станица Незамаевская. В неё под вечер 30 января 1943 года вошла передовая часть Красной Армии. Бойцы были усталые, пропахшие порохом и гарью. С какой радостью мы их встречали, как старались накормить, хоть чем-нибудь, обогреть! Несколько бойцов расположились а нашей хате на отдых. Они показывали свои награды, вкратце рассказывали, за что их получили. Поужинали за общим столом, а затем негромко затянули песню. Она была первой советской песней, которую мы услышали после страшных дней оккупации».
Тяжела была и вдовья доля. Похоронки нередко приходили в кубанские хаты. И рушились надежды. И, казалось, небо падало на землю. Слезы застилали глаза. А надо было жить! Хотя бы ради детей.
Л. Ермак.