В Ростовской высшей партийной школе студенты больше  других  боялись профессора Габриэли. Преподавал он политэкономию и  требовал твердого знания предмета. Страшно расстраивался, если кто не знал знаменитой строчки из первого тома «Капитала» –  «Экспроприаторов экспроприируют».

В числе таких оказался и студент-заочник Стас Болдырев,  заместитель редактора курганинской газеты Краснодарского края. Получил, естественно, неуд. Месяц читал Маркса и приехал снова в Ростов. Двойка опять! И так раз пять.

Стас был неплохим поэтом, выпустил даже сборник стихов, что в советское время было делом весьма нелегким. Читать гениальный труд мешали строки любимого Есенина, которые почему-то всегда лезли в голову, как только он брал в руки Маркса.

«На эти деньги,

С мертвых глаз,

Могильщику теплее станет,

Меня зарыв,

Он в тот же час,

Себя сивухой остаканет.

И скажет громко:

«Вот чудак!

Он в жизни буйствовал немало…

Но одолеть не мог никак

Пяти страниц из «Капитала».

«Это Есенин, человек выдающийся, – вздыхал несчастный заочник. – Куда мне до него».

В сентябре полмесяца Стас отдыхал в приморском поселке Бетта. На пляже штудировал «Капитал». Мимо проходили отдыхающие и крутили пальцем у виска.

Наконец с шестого раза он сдал эту чертову полит-экономию.

– Я удовлетворен вашим ответом. Предмет наконец  вы выучили, но «пятерку», сами понимаете, поставить не могу. а ставлю «четверку». Что бы вы хотели  сказать на прощание?

– Понял я одно, товарищ профессор,  – ответил Стас. – Капитализм легче свергнуть, чем  изучить!

Анекдот в тему.

Есть такая историческая байка. Карл Каутский, один из социалистических вождей Германии, дал почитать «Капитал» Маркса Отто Фон Бисмарку.

– Ну как вам книга, господин канцлер? – спросил  через   время.

– Вы еще наплачетесь с этим бухгалтером!