Павловчанин Роман Романченко, директор ООО «Топаз»,  уже довольно долго занимается обработкой дерева. Предприятие его появилось в промзоне 22 года назад. Сначала выпускали нестандартную мебель и вели отделку помещений, теперь  производят  разную кухонную утварь. Помещения, как и прежде, арендуются.

Работают в «Топазе» в зависимости от сезона от 25 до 30 человек. В период с мая по сентябрь спроса  на их ассортимент, признался Роман Борисович, почти нет. Приходится работать «на склад».

Производят из дерева до 80 наименований того, что применяется на кухнях, – от ложек до разделочных досок,  шпателей для блинов, основ для маленьких емкостей и т. д.

Почему перестали выпускать мебель и отделывать помещения? «Отсутствует спрос, появилось много крупных  игроков».

25 человек в целом загружены работой, но порой бывают и простои. Например – когда другой производитель   предлагает  подобные товары из дерева по более низким ценам. По словам Романченко, продукцию «Топаза»  сегодня можно найти на полках крупных сетевых магазинов – таких, как «Ашан», «Метро», «Пятерочка» и т. д.

Работает цех  во взаимодействии с  дистрибьютерами. Они заказывают ассортимент товаров, а павловчане его реализуют. Все расчеты – прозрачные, т. к. сотрудничество с солидными фирмами предполагает ежегодные аудиторские проверки.

Оборудование у «Топаза» разное – как оте­чественное,  так и импортное. Есть, однако, и такое,  что сделано самостоятельно. «Пока не можем позволить себе  приобрести что-то  дорогостоящее»,  – признался Роман Борисович.

Спрос с начала текущего года на их продукцию упал. С другой стороны, девальвация рубля в более раннее время, в 2015-2016 годах, помогла  увеличить объемы производства.

«Лето будет очень  тяжелым, – сказал руководитель,  – из-за спада в спросе. Простои неминуемы».

Кроме низкого спроса, у предприятия есть и другие трудности. Непросто найти специалистов  –  таких, как сварщик, электрик, слесарь-наладчик,  столяр-станочник, шлифовальщик и т. д.

Из-за низкой трудовой  дисциплины – невыходов на работу, пьянства – в «Топазе» немалая текучесть кадров. Некоторые приходят на короткое время. Если  подворачивается другая,  более привлекательная, работа, рассчитываются. Приходится, хотя и по спецпрограмме, принимать людей с ограниченными возможностями. Тех, к примеру,  кто плохо слышит, используют на упаковке товаров.

Посетовал Р.Б. Романченко и на проблемы с налаживанием деловых связей с новыми партнерами. Время с момента договора до начала  производства может занимать до двух лет. Как, например, с «Магнитом».

Конечно, есть в «Топазе» и своего рода костяк – те, кто работает давно. Ведь надо кому-то управляться со станками  с ЧПУ. Их – четыре.

В нашем районе такие  мелкие изделия, как те, что делают в «Топазе»,  больше никто не выпускает.