Страстная или Страшная неделя завершала великопостный комплекс праздников и обрядов. В ней особенно выделялись Чистый четверг и Страстная пятница.

В четверг все брались за уборку, в некоторых станицах пекли паски (куличи) и красили яйца. В этот день казачки старались всё перемыть, хату и печку побелить, одежду на улице посушить, проветрить белье. В некоторых станицах хозяйка веником обметала вокруг хаты, чтобы разная нечисть «нэ лизла». В других населённых пунктах запрещалось «трусыть сажу» (чистить печные трубы), так как мог «пожар получиться» или «сажа» (болезнь) появится на пшенице. Казаки же трудились в конюшнях и на дворе.

Обязательным являлось купание, особенно детей. Омывались до восхода солнца –  «до того, как ворон своих детей покупает». Чаще это делали в реке (ерике, роднике), но были и переходные варианты: «или дома, или в реке», «дома, но чтобы над головой не было крыши» и совершенно противоположные первому – «только дома». Воду после купания, если оно происходило в хате, выплёскивали под «родящее дерево» или в такое место, где никто не ходит. Хотя встречаются и другие сведения: на дорогу, под ворота, «шоб нэ мышала нычиста сыла».  Само назначение купания объясняли стремлением защититься от болезней. Есть и иной мотив – «чтобы встретить Пасху с чистым телом и с чистой душой».

В ряде станиц (Павловской, Старолеушковской) в этот день пекли специальный хлеб – «дарник», который несли в церковь, а затем раздавали прохожим.

Вечером с четверга на пятницу шли на всенощную, «на страсти». Оттуда возвращались с зажжённой свечой и огнём чертили крест на сволоках. В некоторых семьях кресты ставили также на окнах, дверях, хозяйственных постройках. От нечистой силы, грозы, чтоб скот водился и никто не болел. В некоторых станицах страстную свечу зажигали во время непогоды и молний.

В Великую пятницу детвору отправляли из хаты, мужчины работали во дворе. В комнатах не было ни  суеты, ни ссор. Так как «грех ругаться на Пасху, хлеб поставили в печь!». Пока пеклись ароматные с изюмом паски, девчонки  готовили гоголь-моголь для украшения. Потом размазывали его гусиным пером по верхушкам выпечки, посыпали сверху крашеным пшеном. Когда главное угощение было готово, переходили к пирогам и пирожкам, красили яйца.

Все домашние вечером кланялись хлебу, крестились, благодарили Бога за дары. Затем поворачивались к святому углу и молились. У образов горела лампада, стояла плащаничка – поднос с пророщенной пшеницей, а в центре – свеча и три красных яйца.

Впереди Великая суббота и Светлое Воскресение – всенощная служба, освящение еды, разговенье, христосование, гулянье, катанье на конях, на качелях. Богатые казаки развозили угощение бедным.

Через неделю наступала пора Проводов. Это «родительский день». На Кубани обязательно шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, раздавали «на помин» еду и сладости.

Пасха у казаков – время общения живых и умерших. Для последних на стол ставили паску, яйцо, прибор, приглашали к разговлению. В отдельных станицах (там, где линейные казаки, староверы, переселенцев) в первый день Пасхи практиковалось посещение погоста. Но в большинстве станиц  соблюдался запрет на визиты на кладбище, так как считалось, что «родители в это время находятся дома», среди живых…

(По материалам книги кандидата исторических наук, старолеушковца

Н. Бондаря «Календарные праздники и обряды кубанского казачества»).