Павловчанин Григорий Васильевич Лях пару лет назад отметил 90-летие. Он из поколения защитников Отечества последнего военного призыва, кто, едва достигнув семнадцати лет, был призван в 1944 году в ряды Красной Армии и Военно-морского флота.
Григорий обслуживал самолеты в авиационном полку, что дислоцировался на Западной Украине – во Львове. Солдатскую гимнастерку не снял и после окончания Великой Отечественной. С одной стороны, в этой части Советского Союза продолжала действовать повстанческая армия ОУН-УПА, так что свист пуль над головой слышал не раз. А с другой стороны, его ровесники служили по 3-4 года. Причем война в этот срок не входила.
Вот и получилось, что домой он вернулся только в 1952 году. Возмужавшим и с профессией. Да не с одной. В мирной жизни едва бы пригодились навыки техника по истребителям, а вот водительские права нужны всегда. Смекалистого сельского парнишку командование направило учиться сначала на водителя, а затем на инструктора автошколы.
Еще в части он успел подготовить несколько выпусков шоферов. А когда вернулся на Кубань, вел курсы от Тихорецкого отделения ДОСААФ в станицах и на хуторах нашего района. Местного отделения в Павловской тогда еще не было. Поэтому, когда решили его организовать, в число основателей и первых преподавателей вошел и Григорий Васильевич.
Здесь он проработал до пенсии. Вел теоретические занятия по правилам дорожного движения и техническому устройству машин. Разъяснял материал так доходчиво, что бывшие ученики говорили, что он и дурака всему научит.
В ДОСААФе готовили классных (т.е. имеющих высокую классность) водителей для автоколонны, «Мелиоводстроя», колхозов и других предприятий, а также проводили курсы повышения квалификации. Личных автомобилей тогда было мало. Самые доступные и востребованные средства передвижения – мотоциклы, а соответственно и водительские права этой категории.
Гордится ветеран и тем, что при ДОСААФе организовал спортивно-технический клуб, где подростки и молодежь занимались мотоциклетным спортом, картингом. По-доброму вспоминает воспитанника и коллегу Олега Патиоху. А какие соревнования проводили по стрельбе. Жизнь кипела! Эта общественная организация по итогам работы нередко входила в тройку лидеров в крае.
А вот сыновей, которых он вместе с супругой Александрой Федоровной воспитал, обучить не довелось. Василий прошел подготовку во время службы в армии, а Николай получил права в Тихорецке, где осваивал навыки железнодорожника. Оба затем трудились машинистами в локомотивном депо в Павловской.
Так получилось, что у Григория Васильевича профессия и любимое дело удачно совпали. Им он посвящал не только рабочее время, но и свободное. Впрочем, он был еще и заядлым футбольным болельщиком – старался не пропускать матчи районной команды.
А теперь Г.В. Лях радуется успехам четверых внуков и четверых правнуков.
В. Максимова.