Будучи школьницей, я впервые побывала в Ростовском областном историко-краеведческом  музее и поразилась двум  экспонатам. Это эрзац-обувь немецких солдат, отступавших  от Сталинграда, и маленький кусочек хлеба под стеклом –  знаменитые 125 блокадных граммов «с огнём и кровью пополам».

Те впечатления как зарубки  врезались в память. И ожили вновь в дни, когда страна отмечала  75-летие снятия полной блокады Ленинграда. К сожалению,  теперь только из прежних публикаций мы можем узнать о тех земляках, кто  сражался за осажденный фашистами город. О боях на «Невском пятачке» рассказывал  бывший зам. начальника  Павловской милиции Анатолий Клавдиевич Колыбин. За Ленинград сражался Егор Гаврилович Чумаченко. Он был гвардии сержант 576-го мотострелкового полка Волховского фронта. Особо дорожил медалью «За оборону Ленинграда» Владимир Пантелеевич Анисар.      На подступах к городу насмерть стоял его  215-й отдельный стрелковый батальон.

2 года и 5 месяцев длилась блокада  Ленинграда. И по «Дороге жизни» на большую Землю эвакуировали детей и очень истощенных горожан. Так на хуторе Среднем Челбасе появилась  беженка-учительница Анна Логвиновна  Фрейман. С марта 1943 года и до лета 1945-го она была директором  местной школы и оставила о себе хорошую память.

Заслуженный врач РСФСР Мария Михайловна Пашкевич рассказывала, как в 1942 году в тех же местах, в станице  Челбасской люди старались дать приют эвакуированным из Ленинграда детям. Были среди них и евреи. Но в период  оккупации кубанцы никого не выдали.

Моя тетя Екатерина Николаевна Лавриненко в послевоенные годы начинала учительскую стезю в Передовском интернате (Отрадненский район). Возник он весной 1942 года, после  прибытия сюда группы ленинградских школьников под руководством старшего воспитателя Ю.И. Белорусовой. Впоследствии  Юлия Ивановна стала  директором и сделала всё  возможное, чтобы спасти от фашистской расправы своих воспитанников. Имя Белорусовой   в наши дни  присвоено одной из улиц в станице Передовой.

Эти краткие записи лишний раз говорят о том, что трагедия Ленинграда в годы войны не была чужой для кубанцев. Они не просто сочувствовали блокадникам, но и помогали им, сражались с врагом за свободу города на Неве.

Л. Днепрова.